Мероприятия, организованные польскими властями по случаю годовщины начала Второй мировой войны, стали в том числе площадкой для коммуникации между Вашингтоном, Варшавой и Киевом.
Среди прочего, Украина, Польша и США воспользовались возможностью для подписания меморандума о трехстороннем сотрудничестве в сфере энергетики. Глава Совбеза Украины Александр Данилюк, подписавший меморандум от имени Киева, назвал это событие "историческим". Предполагается, что Украина встроится в польско-американскую газовую схему в качестве потребителя. Идея эта не нова, но постепенно начинает обретать реальные очертания.
Газовое единство
Задачу диверсификации источников получения газа ставило еще правительство Украины под руководством Николая Азарова (2010–2014). Большинство технических работ по налаживанию маршрутов реверсных поставок газа из стран Евросоюза были им выполнены.
После Евромайдана, когда правительство возглавил Арсений Яценюк, именно последний приписал себе заслугу "освобождения от российской газовой иглы", когда под конец 2015 года официальный Киев полностью отказался от импорта газа и начал приобретать российское топливо через европейских посредников.
Притом еще в 2014 году Яценюк был приверженцем того, что половину газа стоит приобретать у европейских трейдеров, половину – напрямую у "Газпрома".
Пользуясь геополитической ситуацией, сложившейся после 2014 года США и Польша стремятся усилить свое присутствие на украинском энергетическом рынке. Варшава рассматривает Украину в качестве приоритетного рынка сбыта американского газа, поставляемого на СПГ-терминал в Свиноуйсьце. Его проектная мощность составляет 5 млрд кубометров в год, в обозримой перспективе она будет расширена в полтора раза.
Одновременно с этим польские власти продлили контракт на поставки американского СПГ местной компании PGNiG до 2042 года, а также приняли решение построить второй СПГ-терминал в районе Гданьска; планируется, что он начнет функционировать под конец 2020 года.
В период 2022–2024 должен заработать газопровод Baltic Pipe, предполагающий поставки топлива из Норвегии в Польшу. Таким образом Польша стремится отказаться от российского газа в следующем десятилетии и одновременно стать региональным газовым хабом, которому нужны новые потребители.
Пока что ключевой проблемой, сдерживающей процесс расширения взаимодействия Польши и Украины в газовой сфере является малая пропускная способность трубопроводной системы между двумя странами. Технические возможности позволяют Украине сегодня импортировать не более 1,5 млрд кубометров газа из Польши в год.
Имеется технико-экономическое обоснование проекта нового интерконнектора "Польша-Украина" объемом до 7 млрд кубометров в год, и в 2015–2016 годах велись подготовительные работы по реализации данного проекта.
Однако начало строительных работ сдерживало отсутствие свободных финансовых ресурсов у украинской стороны и отсутствие у Польши свободных объемов газа, который можно было бы экспортировать на Украину.
В целом, эти проблемы решаемы, и через несколько лет Польша может оказаться крупнейшим поставщиком газа на Украину.
Уйти от российского газа – миссия невыполнима?
Подписанный в Польше трехсторонний меморандум заставляет более широко взглянуть на ситуацию вокруг газовой отрасли Украины. Контракт на транзит российского газа через территорию Украины истекает в конце 2019 года. Относительно его продления нет никакой ясности на сегодняшний день.
Руководство НАК "Нафтогаз Украины" заявляет, что готовится к "нулевому" варианту, то есть прекращению транзита с 2020 года.
Если не будет транзита, то, следовательно, не будет и технической возможности реверсных поставок российского газа из стран ЕС, а напрямую Украине "Газпром" не будет ничего поставлять до 2022 года, когда окончательно завершатся разбирательства с "Нафтогазом" в рамках Стокгольмского арбитража и апелляционных инстанций.
"Нафтогаз" тем временем анонсирует начало поставок газа из Румынии с 2020 года в объеме 1,5 млрд кубометров в год (суммарный годовой импорт газа Украиной ныне составляет 10-14 млрд кубометров).
Также существует теоретическая возможность поставок газа украинским потребителям через трубопроводную систему TANAP (азербайджанский проект, начавший работу в прошлом году), которая будет проходить по территории Румынии. Однако может получиться так, что TANAP будет наполняться в том числе российским газом, поскольку азербайджанские месторождения на побережье Каспийского моря не смогут покрыть потребности всех возможных потребителей.
Потому окончательно избавиться от российского газа у Киева едва ли получится. Этот же тезис относится и к поставкам СПГ, который, используя контракты замещения, может идти на территорию Польши, а затем Украины из Усть-Луги. Так, например, происходит в случае с клайпедским терминалом Independence, куда все чаще заходят партии российского сжиженного топлива.
Выходит, что Литва боролась с зависимостью от российского газа, чтобы в конечном итоге приобретать все тот же российский газ. Этот случай набирает все большую актуальность и для Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.