Факты – вещь упрямая: Литву больно бьет сокращение экспорта в Белоруссию

Товарные поезда
© Sputnik / Евгений Епанчинцев

Игорь Черников

Продукция литовских предприятий продолжает поступать в Белоруссию, но объемы сокращаются. В "верхах" делают хорошую мину при плохой игре. В "низах" замирают в ожидании банкротств.

По данным литовского МИД, Белоруссия замыкает "десятку" европейских государств, экспорт в которые носит традиционных характер, является стабильным и прибыльным.

Однако в сравнении с 2019 годом общие европейские поставки через Литву сократились на 10%, а чисто литовский экспорт, объем которого был равен 120 млн евро, упал на 24,8%, почти на четверть и составил 90 млн евро.

Литовские экономисты, в частности, Александр Изгородин, не считают положение трагичным. Неприятным – да, но точно не трагичным. Большие для обывателя цифры для экономики государства незначительны. Крах не случится, даже если белорусская сторона вовсе откажется импорта от литовцев.

Пиво – всему голова

Центральный вильнюсский таможенный офис сообщает, что продукты питания, вопреки расхожему мнению, составляют лишь незначительную часть вывозимой продукции. В перечнях товаров в графах реэкспорта лидируют обогревательные котлы (19% всех поставок), транспортные средства (13%), медпрепараты (8%).

Статистика бизнес-агентства Versli Lietuva утверждает: в сегменте число литовского экспорта больше других продуктов в Белоруссию везут пиво (2% всего товарооборота), субпродукты домашней птицы (1,6%), глюкозу (1,5%), выпечку (1,2%), плавленые сыры – 0,9%.

Йоне Календене, представляющая интересы этой компании, рассказала, что "в первой половине 2021 года экспорт сократился на 11%, включая реэкспортные товары". Сжался и экспорт туристических услуг, особенно ориентированных на небольшие группы и одиночных путешественников.

Есть также данные государственной службы продовольственных товаров и ветеринарии. Чиновники говорят: в 2020 году в соседнюю страну поставлено 1124 тонн мяса птицы, 550 тонн молочной продукции (сыра 427 тонн, 88 тонн сливок), почти 30 тонн изделий кулинарии. А вот поставок рыбы не было вовсе, хотя в 2018 году вывезли почти 7 тонн, в 2019 – на тонну больше, а в текущем – уже 3,2 тонны.

Молчание – золото

Если сделать промежуточное резюме, цифры действительно скромные. Но и литовская экономика – не как в США или Китае. Каждый незаработанный евро бьет по карману. Экспортеры очень неохотно идут на контакт с прессой и не горят желанием делиться бедами, как и туманными планами на перспективу.

Но кое-что выяснить удалось. Например, Нериюс Жлебас с предприятия "Минеральные воды курорта Бирштонас" вспомнил, что экспорт тормозится с 2014 года, "когда началось обесценивание рубля". Для Жлебаса Белоруссия – "очень сложный, плохо прогнозируемый рынок".

Пресс-секретарь холдинга KG Group Сандра Вичене оказалась более словоохотливой. Может, по той причине, что предприятие включает в себя вильнюсскую с кайшядорской прицефабрики и компанию "Каунасское зерно".

Этим гигантам тесно в Литве, поэтому белорусский рынок был своего рода палочкой-выручалочкой из-за "короткого" транспортного плеча. Однако в данный момент экономические связи с минскими партнерами заморожены.

Компания Boslita, специализирующаяся на производстве шампанизированных вин и слабоалкогольных напитков, как гнала, так и гонит соседям грузовики с бутылками. Правда, руководитель отдела продаж Аудрюс Секлюцкис не решился приоткрыть коммерческие тайны и намекнуть на объемы.

Впрочем, позиция Секлюцкиса не единична. Например, производитель шоколадных конфет Rūta тоже ничего не говорит об экспорте в Белоруссию. Наоборот, утверждает, что поставки остановлены. Тем не менее, прилавки магазинов по ту сторону границы ломятся от продукции этого литовского бренда.

Только пивовары открыты для комментариев. Экспорт от компаний Švyturys-Utenos alus и Carlsberg составляет 20% всего экспортного портфеля предприятий.

Роландас Виршилас, директор в странах Балтии, не скрывает: держались и далее планируем держаться за белорусский рынок. "Уйти успеем всегда. Но вернуться быстро не получится". Это действительно деловой подход. Литовским политикам, нагнетающим напряжение в двусторонних отношениях, глубоко плевать, выживет или развалится чей-то бизнес. Бросать спасательные круги депутаты Сейма и министры точно не собираются.

"Риски присутствуют, но это риски не уровня государства, а уровня частных компаний. Ответственность обязаны принимать владельцы, президенты, директоры. Все они оповещены об особенностях сотрудничества с белорусами в данных обстоятельствах".

Тузик успокаивает

Журналист Айсте Жебраускене сделала хорошее интервью с директором отдела макроэкономики и прогнозирования Банка Литвы (Центробанка) Вайдотасом Тузикасом. Экономист порассуждал на тему совершенной остановки двусторонних экономических отношений.

В Литве от этого больше других пострадали бы Клайпедский морской порт, автоперевозчики и железнодорожники. ВВП в 2021 году сократился бы на 0,6%, в 2021 – на 0,1%. А в 2023 потери уже перестанут ощущаться. То есть прекращение импорта из Белоруссии на состоянии литовской экономики скажется слабо.

Разумеется, не считая прекращения многолетних отношений, волны банкротств, роста безработицы, эмиграции толковых рабочих рук и полного исчезновения товаров белорусского производства.

Официальный Минск, к слову, рвать контакты не планирует. Например, Белорусский металлургический завод (БМЗ) контролирует действующую в Шяуляй компанию BMZ-Baltija и через нее торгует металлопродукцией в странах Балтии, в Скандинавии и в Западной Европе.

Журналисты из отдела расследований национального телерадиовещателя LRT, получив эту информацию, чуть с ума не сошли: предприятие – опора "батькиного режима", а в 2020 году доходы от продаж BMZ-Baltija, связанные с торговлей белорусскими металлами – 174 млн евро. В 2018 и 2019 годах они составляли почти 250 млн евро ежегодно.

Заявление LRT о том, что "Белорусский металлургический завод, 55% акций которого принадлежат министерству промышленности РБ (45% принадлежат литовской компании Steelland), вносит значительный вклад в содержание режима Александра Лукашенко" – пустая болтовня. В таких делах нужны цифры. Если из нет в редакционном портфеле, лучше промолчать.

Что касается стран-выгодополучателей от продукции БМЗ по всей Европе, товары с клеймом made in Belarus их не напрягают. По крайней мере, возмущений не слышно. Почему, спросите? Потому что приобретают вещи качественные по ценам приемлемым. Отчего не торговать?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме