Еврокомиссия подготовила "зеленую" книгу старости. В ней Литве прогнозируют необходимость повысить пенсионный возраст до 72 лет до 2040 года. Но ряд экспертов уверены в том, что страна к этому не готова. Более того, учитывая плохое состояние здоровья пожилых людей в Литве и их низкую продолжительность жизни, решение о введении такой меры будет не просто неправильным, а даже преступным.
Пришло время платить долги
С момента, когда Литва стала членом Европейского союза в 2004 году, она всячески демонстрирует высокий уровень лояльности к институтам и официальным лицам ЕС. Это объясняется тем, что от своего членства страна получила большие выгоды, в особенности в сфере бизнеса и экономики. Страна ежегодно получает огромные деньги на свое развитие.
Так, за последние 15 лет членства в ЕС Литва получила более 20 миллиардов евро, а внесла только пять миллиардов. И она является чемпионом по роли ЕС в своей экономике: доля его средств в ВВП страны достигает 3,6%, в то время как у балтийских соседей – по 2,6%, что также немало.
Будучи по-прежнему страной-реципиентом, на территории которой реализуется большое количество европейских программ и проектов, правительство Литвы редко отказывает Еврокомиссии в чем-либо. В целом Европейский союз был очень щедр к Литве на протяжении 17 лет, но похоже, что сейчас, когда весь мир и Европа в том числе столкнулись с пандемией COVID-19 и, как следствие, глубоким экономическим кризисом, пришло время платить долги.
Безусловно, Литва до сих пор является одним из самых отстающих государств-членов в Союзе, но в текущих условиях ЕС больше не может себе позволить продолжать "кормить" бедные страны.
Повышение пенсионного возраста
Так, Еврокомиссия считает единственным выходом для страны повышение максимального трудоспособного возраста для литовцев. Другими словами, правительство Литвы должно будет увеличить пенсионный возраст до 72 лет, если оно хочет сохранить свой нынешний коэффициент возрастной зависимости – соотношение между числом людей трудоспособного возраста и населением пожилых людей, которых они должны поддерживать.
Глава комитета Сейма по вопросам социальных дел и труда Миндаугас Линге раскритиковал это предложение на своей странице в Facebook. Линге отметил, что, согласно данным исследования за 2015 год, мужчины в Литве хотели бы работать до 61 года, а женщины – до 59 лет. При этом текущий пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 года для женщин.
Ожидается, что через четыре года на сто работающих будет приходиться 53 детей и пенсионеров, что будет иметь решающее значение для формирования государственного бюджета и, следовательно, может вынудить правительство серьезно повысить налоги.
Это произойдет не только из-за старения населения, но в том числе из-за стремительных темпов эмиграции литовцев в Россию и Европу. На данный момент 35% населения Литвы составляют люди старше 55 лет.
Вполне вероятно, что решение о повышении пенсионного возраста все-таки будет принято литовскими властями, как и все остальные рекомендации Евросоюза, несмотря на его почти преступные последствия для пожилого населения. Слепое и безоговорочное следование рекомендациям ЕС уже стало отличительной чертой не только нынешнего литовского правительства, но и всей Прибалтики в целом.
Большинство мужчин в Литве не доживут до своей пенсии
С одной стороны, пожилые мужчины и женщины в Литве – это одна из самых уязвимых социальных групп в стране. Так, в 2019 году страна вошла в пятерку антилидеров ЕС по риску бедности пенсионеров. Доля жителей старше 65 лет, подвергающихся риску бедности, составила 18,7%.
Трудоустройство и, следовательно, повышение доходов может несколько повысить их уровень жизни.
С другой стороны, учитывая низкий уровень развития системы здравоохранения в Литве и наличие у этой социально-демографической группы граждан ряда проблем со здоровьем, заставлять их ходить на работу – это неразумное и даже аморальное решение со стороны правительства.
По мнению бывшего министра здравоохранения и нынешнего представителя ВОЗ в Европе Витениса Андрюкайтиса, прежде чем продлевать свой трудоспособный возраст, Литва должна заняться вопросами плохого здоровья и низкой ожидаемой продолжительностью жизни своего населения.
"Еще до достижения пенсионного возраста многие люди в Литве не могут работать из-за высокой распространенности хронических неинфекционных заболеваний", – сказал Андрюкайтис в интервью телеканалу LRT TV, добавив, что "в Литве уровень сердечно-сосудистых, легочных, мышечных и костных заболеваний огромен". Но власти, похоже, слабо обращают внимание на эти проблемы даже во время пандемии, когда случаев заболеваний и смерти от ряда инфекций стало в разы больше. Неужели лояльность к ЕС для Литвы важнее, чем жизнь ее граждан?
Ожидаемая продолжительность жизни литовских мужчин в настоящее время составляет 71,5 года. Это означает, что большинство попросту не доживут до своей пенсии, на которую откладывали всю свою жизнь, работая и платя налоги своему государству.
Цель оправдывает средства?
Таким образом, эта мера, в теории программа, нацеленная на восстановление литовской экономики и поощрение людей работать дольше и выходить на пенсию позже, на практике является крайне жестокой по отношению к пожилым людям в Литве.
По мнению некоторых экспертов, граждане в возрасте 60–70 лет на сегодняшний день недостаточно здоровы, чтобы оставаться на рынке труда в течение длительного периода. На этом фоне заявления некоторых политиков выглядят особенно цинично.
"Это предложение Европейской комиссии касается не только повышения пенсионного возраста, но и создания условий для того, чтобы люди, которые хотят и могут работать, оставались на работе до этого возраста", – заявил в интервью телеканалу LRT TV депутат и председатель парламентского комитета по социальным вопросам Миндаугас Линге.
Безусловно, ситуация в стране критическая, а темпы вакцинации по-прежнему остаются слишком медленными, из-за чего экономический кризис становится все глубже, но так или иначе власти не имеют морального права жертвовать жизнями пожилых людей ради частичного улучшения экономической ситуации и поддержки имиджа бесконечно преданного партнера Европейского союза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.