Не на ту "кобылку" поставили: "Беларуськалий" выживет, а транзит Литвы – нет

Клайпедский морской торговый порт

Илья Круглей

Литва угодила в жесткую "вилку" – либо она теряет транзит удобрений и несет серьезные убытки, либо предает идеи "беломайдана".

Балтийским странам все сложнее соблюдать свои идеологические установки во внешней политике, поскольку это каждый раз наносит удар по их собственной экономике.

Лидер Партии свободы и будущий министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте, как пишет kurier.lt, заявила о необходимости нового правительства балтийской страны рассмотреть просьбу белорусской оппозиции о введении санкций в отношении государственного предприятия "Беларуськалий".

Председатель Партии свободы Аушрине Армонайте
Председатель Партии свободы Аушрине Армонайте

Однако есть один нюанс. Такие рестрикции могут бумерангом ударить и по литовской экономике. Как недавно заявил глава Клайпедского порта Альгис Латакас, в 2019 году экспортные грузы из Белоруссии составили 30,5% совокупных погрузок морской гавани.

Очевидно, если отказаться принимать для транзита продукцию "Беларуськалия", то литовский порт лишится серьезной статьи доходов. В итоге балтийская страна, которая изначально поддерживала "беломайдан" и призывала присоединиться к этому процессу весь Евросоюз, сейчас оказалась в неловкой ситуации. Ей нужно либо отказаться от своих принципов и идеологии ради сохранения транзита, либо "добить" его и смириться с экономическими потерями, вызвав недовольство уже собственного населения.

Хуже всего, что откладывать эту тему в долгий ящик не получится, ведь к санкциям против "Беларуськалия" призывает главный оппозиционер Белоруссии – Светлана Тихановская. Как-то реагировать надо. Параллельно с этим Россия продолжает активно модернизировать и расширять мощности по приему и хранению удобрений своих портов в балтийском регионе.

Решили, вас некем заменить?

Вот немного простых фактов, чтобы было понятно, о каком гиганте и транзите удобрений идет речь.

Около 20% мирового калийного рынка – это доля Белоруссии. В 2019 году "Беларуськалий" произвел 7,3 тысяч тонн удобрений. Его продукцию покупают страны из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Западной и Южной Африки, Латинской Америки, Европы.

Сотрудничество с таким гигантом является очень прибыльным делом, причем весьма стабильным. В том числе для Литвы, "кормящейся" с транзита продукции этого самого гиганта.

А тем временем оппозиционер и бывший кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, одержимая "любовью к родине и ее жителям", в середине ноября призвала Евросоюз ввести санкции против крупнейших предприятий Республики Беларусь (РБ), включая производителя калийных удобрений. Страны ЕС на это не пошли. Теперь Тихановская просит ввести такие рестрикции уже конкретно у правительства Литвы, ведь балтийская страна больше всех поддерживает "беломайдан" – еще с августа 2020 года.

И что делать Литве? Дать указание порту в Клайпеде не принимать продукцию одного из крупнейших своих партнеров? Но "Беларуськалий" это не остановит.

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская
© Sputnik / Илья Питалев
Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская

Тихановская была права, когда говорила, что доходы этого предприятия крайне важны для действующего правительства РБ. Но она "забыла" упомянуть, что работа предприятия имеет мультипликативный эффект – от его деятельности в буквальном смысле зависит благополучие множества компаний из других отраслей (транспорт, сфера услуг, сельское хозяйство, производство химикатов). Не говоря уже о тысячах рабочих мест, обеспечивающих благополучие, соответственно, тысяч людей.

Более того, в мире многие страны крайне заинтересованы в работе белорусского производителя удобрений.

В прошлом году Индия закупила у "Беларуськалия" удобрений на почти 43 миллиона долларов, Бразилия – на 25 миллионов, Индонезия – на 23,8 миллиона, Малайзия – на 19 миллионов, Китай – на 18,3 миллиона, Марокко – на 17,3 миллиона. Список можно продолжать.

Станут ли эти страны слушать Тихановскую? Пойдут ли они на убытки для своего сельского хозяйства, лишь бы "диктатор Александр Лукашенко" не получил деньги, чтобы и дальше "душить свободу" в Белоруссии? Вопросы, что называется, риторические.

Какие у Литвы остались варианты

Это значит, что, если порт Клайпеды откажется от транзита товаров "Белоруськалия", предприятие не остановит свою деятельность. Литве просто найдут замену.

Понимают ли это в правительстве балтийской страны? Возможно. Именно поэтому там и стараются тянуть время. С одной стороны, действующая министр экономики Литвы Аушрине Армонайте призвала поддержать предложения Тихановской о санкциях против "Беларуськалия". Но, с другой стороны, в Литве сейчас идет переходный период после парламентских выборов, когда новое правительство уже сформировано, но еще не вступило в полномочия. И вот именно оно, судя по заявлениям будущего министра экономики Аушрине Армонайте, "рубить с плеча" боится.

Клайпедский порт
Клайпедский порт

"Мы не хотим перегибать палку, особенно когда санкции воздействуют на гражданское общество РБ, с которым мы хотим иметь наилучшие отношения", – цитирует delfi.lt старшего советника президента Литовской Республики Асту Скайсгирите.

Как справедливо отметил в беседе с Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, Светлана Тихановская в своей борьбе за власть с президентом РБ Александром Лукашенко явно стремится ударить по больному месту страны, надеясь сломить своего политического противника.

"Маловероятно, что власти Литвы захотят отказаться от важного источника доходов для бюджета казны – перевалки хлористого калия через порт Клайпеда. Если же "Беларуськалий" откажется от его услуг, найти полноценную замену балтийская страна не сможет. Если бы чисто теоретически вывоз хлористого калия через Литву прекратился, то "Беларуськалий" мог бы попробовать направить его потоки через порты Латвии, там от них точно не откажутся. Как вариант, может проталкивать составы на запад для перевалки хлористого калия на судах в портах России или Эстонии, хотя это большой крюк для него, либо же на юго-восток на Украину", – рассуждает Хазанов.

Организовать же перевозки хлористого калия через Польшу в Западную Европу, считает промышленный эксперт, было бы еще сложнее из-за разницы в ширине железнодорожной колеи. Пришлось бы менять колесные пары на границе – занятие довольно утомительное, учитывая объем продаж "Беларуськалия". Поэтому предприятие и доставляет хлористый калий в порт Клайпеда – железнодорожные колеи в Литве и Белоруссии одинаковые.

Соответственно, сделал вывод Леонид Хазанов, транспортировка по территории Польши в Европейский союз может рассматриваться только как самый крайний вариант.

Конкуренты ошибок не прощают

А тем временем литовскому порту в Клайпеде "дышат в затылок" российские порты, которые спешно модернизируются и расширяют свои мощности по приему различных типов грузов, включая удобрения, идущие от "Беларуськалия".

Напомним, ежегодно порт Клайпеды переваливает около десяти миллионов тонн удобрений.

Конечно, российские порты строятся и расширяются для грузопотока, который был определен до того, как начался "беломайдан", то есть никто не рассчитывал, что нужны мощности по приему калийных удобрений из РБ. Но российских портов на Балтике много и, если учитывать увеличение их пропускной способности в целом, найти свободные для "Беларуськалия" мощности можно.

В Ленинградской области работает логистический оператор "Ультрамар" – крупнейший в России перевозчик минеральных удобрений в контейнерах, который использует перевалочные мощности портов Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Только за пять месяцев 2020 года терминалы Усть-Луги перевалили два миллиона тонн удобрений. Примерно те же показатели демонстрирует и порт Санкт-Петербурга. При этом их пропускная мощность расширяется. В сентябре этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил Александру Лукашенко обдумать возможность вхождения Белоруссии в один из уже реализуемых проектов по перевалке в Усть-Луге.

Вид на завод 1-го рудоуправления производителя калийных минеральных удобрений ОАО "Беларуськалий" в городе Солигорск
© Sputnik / Егор Еремов
Вид на завод 1-го рудоуправления производителя калийных минеральных удобрений ОАО "Беларуськалий" в городе Солигорск

Есть еще и порт Приморск, где строится новый перегрузочный комплекс (окончание работ – 2023 год) с мощностью перевалки до 65 миллионов тонн сухих грузов в год. Выходит, объемы грузов от "Беларуськалия", которые не выберут порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга, заберет Приморск. Более того, в ноябре 2020 года Госдума РФ одобрила законопроект, снимающий ограничения на хранение минеральных удобрений в портах. Де-факто Россия на "низком старте" – она готова к увеличению грузопотока от "Беларуськалия".

Глупо считать, что РФ не воспользуется моментом, если порт Клайпеды, выполняя прихоти литовских политиков, поддерживающих "беломайдан" и Тихановскую, откажется от удобрений из РБ. Это бизнес. Если конкурент ради политических целей пренебрегает важным клиентом, глупо отказываться от возможности его получить. Вот так Литва оказалась на развилке, где любой следующий шаг приведет к далеко идущим последствиям.

Выполнить просьбу Тихановской и "нарастить" санкции против Белоруссии, ударив при этом по транзиту удобрений? Россия тут же подхватит грузопоток, а порт Клайпеды лишится колоссального объема перевалки, что тут же отразится на экономике страны и числе рабочих мест. Отречься от белорусской оппозиционерки и своей политики по безоговорочной поддержке "беломайдана"? Тогда и без того затихающие попытки госпереворота в РБ лишатся внешней "подпитки". Литва может тогда забыть о каких-либо преференциях от ЕС или США – за провальное усердие по продвижению цветной революции в Белоруссии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме