"Литовская кузница" вместо азиатской – идея хороша, но с реализацией плохо

Пульт управления АЭС
РИА Новости

Илья Круглей

Нехватка энергии за счет собственной генерации, отсутствие нужного числа и качества кадров, политические игры, несущие экономический урон, – неполный список "достоинств", которые отпугивают международные корпорации от Литвы.

Пандемия коронавируса стала причиной кризиса для предприятий по всему миру из самых разных отраслей. Очевидно, что некоторые компании и даже страны хотели бы воспользоваться потенциальной трансформацией мирового рынка.

Как пишет The Baltic Course, литовская промышленность становится одним из получателей выгоды от переноса в Европу производства из Азии по причине коронакризиса. Издание подчеркивает, что балтийской стране сейчас крайне важно преодолеть недостаток капитала и бюрократические препоны, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов.

Добавляет оптимизма и недавний визит в Балтию французского президента Эммануэля Макрона.

Сразу после этого мероприятия глава Литовской конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс заявил: "Лидер Франции прибыл к нам с делегацией 37 компаний. Они действительно ищут, как перенести часть производства из своей страны и удешевить его".

Впрочем, никаких эпохальных договоров с Литвой никто в итоге так и не подписал, проектов по созданию промышленных кластеров на официальном уровне не предложил. Значит ли это, что у балтийской страны нет реального потенциала, чтобы стать новой "кузницей" для Европы?

Ожиданий много, плана – нет

Первое, что нужно отметить, в литовском правительстве никто не заявил о стратегии массового привлечения инвесторов для того, чтобы перенести заводы европейских корпораций из азиатских стран в Литву. В ходе визита Макрона в конце сентября этого года больше говорили об отношениях с Россией, чем о промышленном потенциале балтийской страны.

Да, французского президента действительно сопровождали представители из разных компаний. Но сенсационных сделок никто в итоге не заключил. 

Оптимизм, вызванный ростом производства в Литве в августе 2020 года на 2,1%, очень легко можно "срезать", если сравнить эти показатели с прошлогодними цифрами. Как написано в отчете Евростата, уровень производства в Евросоюзе в августе 2020 года – меньше прошлогодних показателей на 7,2%. Так что речь идет больше о восстановлении экономики. Вряд ли подобный процесс сможет привлечь большие международные корпорации.

Промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов считает, что в ближайшей перспективе этого ждать не стоит.

"Сомневаюсь, чтобы у Литвы был потенциал для переноса каких-либо производств в нее из Азии. Если бы он существовал в природе, то подобный процесс мог бы давно начаться, однако пока его нет и в помине. Да и потом, почему кто-то должен закрывать предприятия в Китае или в какой-то иной азиатской стране и открывать их в Литве?" – поделился эксперт с Baltnews.

"Собственно, что может им предложить балтийское государство? Большое число безработных как источник дешевых трудовых ресурсов? Это не показатель перспективности Литвы – скорее, свидетельство ее тяжелого экономического положения. К слову сказать, ее государственный долг в нынешнем году может достигнуть 50% от ВВП, в следующем приблизиться к 55%. А для инвестора интересна растущая экономика, а не стагнирующая", – объясняет экономист.

Леонид Хазанов уверен, что визит президента Франции Эммануэль Макрона с делегацией промышленников в Литву совсем не означает, что им понравился инвестиционный климат конкретно в ней. С таким же успехом они могут создавать заводы и фабрики в Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии или другой восточноевропейской стране.

Да, в Литве еще есть машиностроительные, металлообрабатывающие и пищевые предприятия. Но они же есть и в соседних странах. Ничто не мешает французам или китайцам вкладываться в их индустрию.

"Можно было бы завлечь инвестора особыми экономическими зонами и индустриальными парками. Только вот их в России намного больше, да и условия для ведения бизнеса в них ничуть не хуже, нежели в Литве. К тому же балтийская страна теперь находится в стороне от основных грузопотоков между Европой и Азией (чего нельзя сказать про Россию), поэтому на их стыке как раз и хорошо размещать предприятия. Так что пока речь идет о желании, но никак о действительности", – резюмировал промышленный эксперт.

Плохая почва для крупной промышленности

Говорить о том, что после выхода из СССР Литва потеряла абсолютно все свои заводы и крупные предприятия, пожалуй, было бы несколько неправильно. Некоторые объекты после волны приватизаций и закрытий в 1990-х годах все же выжили, а часть возродилась вновь. Яркий пример тому – перевоплощение, о котором напоминает издание Delfi.lt, завода "Комунарас" в предприятие по производству фрезерных станков "Вингряй", продукцию которого покупают в ряде стран Евросоюза.

Другой вопрос, что подобных возрождений в балтийской стране произошло не так уж много. Причина вполне очевидна. Как пишет то же издание, например, немецкому производителю аудио и видеотехники в 1990-х годах не было смысла вкладывать ресурсы в литовскую Vilma – предприятие не могло конкурировать на рынке Западной Европы. Куда проще было наладить новое производство где-нибудь в Китае.

И французскому автопрому, и немецкому машиностроению, и итальянскому производителю мебели переносить свои фабрики из Китая в Литву также не выгодно.

Коронавирус не отрезал КНР от всей планеты, он лишь снизил спрос на мировых рынках, следовательно, многие корпорации не собираются сегодня останавливать предприятия в Китае и спешно вывозить оборудование в страны Европы, где пандемия, кстати, никуда не делась.

Более того, у Литвы существуют проблемы с исходными данными, которые необходимы для превращения страны в мощного производителя продукции с добавленной стоимостью. Чтобы стать серьезной "региональной кузницей", надо иметь рабочие транспортные маршруты, которые необходимы для закупок сырья и сбыта готовой продукции.

Отметим, что такие коммуникации должны работать бесперебойно и устраивать всех участников магистрали. Увы, но Литва намерено рвет экономические связи с Россией. Балтийские порты стремительно теряют грузопоток, который смещается в сторону российских транспортных узлов.

На "зеленой" энергии в космос не улететь

Но допустим, что рынок сбыта для литовских заводов будет не на востоке, а исключительно на других направлениях. Но и это делу привлечения промышленных инвесторов не поможет.

Крупные производственные кластеры всегда нуждаются в больших объемах энергии. А вот с этим у балтийской страны – проблемы.

Около половины потребляемого электричества Литва закупает на внешних рынках. Игналинская АЭС закрыта, получать энергию с белорусской атомной станции литовское правительство запрещает, а использование газа для генерации – удовольствие не из дешевых, особенно когда государство покупает дрогой СПГ, принимаемый на терминале Independence.

"Зеленая энергетика" ситуацию не исправит, ее генерация не отличается стабильностью поставок электричества в крупных объемах, а большие заводы, заключающие контракты на несколько лет вперед, не могут нормально работать в таких условиях. Очевидно, что инвестор, глядя на подобную ситуацию, вряд ли захочет переносить производство в Литву.

Все решают профессионалы

Еще один важный момент, который должна учитывать Литва, если она хочет превратиться восточноевропейскую "кузницу", – люди, а точнее, профессиональные кадры и институты по их регулярной подготовке.

Как отметил в беседе с Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, перенос производств из стран Азии в Литву, разумеется, может дать очень многое для страны. Это и создание товаров с высокой добавленной стоимостью, и увеличение доходов государства. Это дополнительные рабочие места и развитие образования и социальной инфраструктуры. Это, конечно, общий рост заработных плат и сокращение оттока населения.

И, конечно, такой процесс добавит привлекательности, в свою очередь, для инвесторов из стран Европы и США. Однако есть ряд проблем, которые, пока неизвестно, как и за счет чего можно решить.

"Во-первых, существует проблема трудовых ресурсов – при относительно невысокой стоимости рабочих рук их просто недостаточно, чтобы строить новую экономику. Литва, наряду с другими странами Балтии, входит в число государств с максимальным оттоком населения за последние 30 лет. Вторая проблема – профессиональный уровень этих кадров. Современные китайские производства – это высокотехнологичные, часто роботизированные и масштабные заводы и фабрики, которые требуют высокого уровня профессионалов", – подчеркнул эксперт.

Если Литва и готовит кадры для производств, то это очень узкие направления. В стране, по мнению Артема Деева, недостаточно развита и научная база для подготовки специалистов. Также потенциальных инвесторов и бизнесменов может отпугнуть от размещения в Литве производств из Азии низкая производительность труда и привычка коммерческих структур к высокой прибыли при низкой добавочной стоимости.

Одним словом, это комплекс проблем, которые вряд ли позволят использовать Литве окно возможностей, которые дала пандемия. По крайней мере, разговоры о переносе мощностей из Азиатско-Тихоокеанского региона в страну (как и в целом в Европу) ведутся уже минимум десять лет. Но ситуация не изменилась.

Прибалтийская наивность

В сухом остатке мы имеем страну, которая не хочет по политическим причинам приобретать более дешевую энергетику (частичный отказ от газа РФ и электричества от БелАЭС, выход из БРЭЛЛ), имеет весьма натянутые отношения со своим восточным соседом, который без проблем мог бы обеспечить Литву поставками практически любого типа сырья.

Более того, балтийская страна добровольно или под давлением ее партнеров из Западной Европы смирилась с потерей важнейших промышленных объектов: текстильной фабрикой "Алитус", электротехнического завода "Эльфа", Вильнюсского завода электроизмерительной техники. Такой опыт не повышает рейтинг государства, желающего привлечь инвесторов для размещения промышленных объектов.

Если мы посмотрим на первую тройку предприятий Литвы по обороту за 2019 год, увидим, что только одно из них занимается производством – Orlen Lietuva (нефтепереработка). Другие два – Vilniaus Prekyba и Maxima Grupe – торговые компании.

Очевидно, что, глядя на все это, европейская корпорация вряд ли захочет отказываться от высокотехнологичных фабрик в Китае, на которых работают хорошо подготовленные кадры, с завидной частотой и регулярностью пополняемые с каждым новым поколением КНР.

Предположим, из Азии в европейскую страну захотят перенести завод по производству и сборке немецких автомобилей. Есть ли персонал, обладающий серьезным опытом в машиностроении, в Литве? Выходит, логичнее переносить подобный объект в Словакию, где при населении в 5,4 млн страна в 2019 году произвела 1,1 млн автомобилей.

Однако, если даже в Словакию еще ни одна из крупнейших европейских корпораций не направила массовый исход фабрик из Азии, значит, у Литвы, по всей видимости, еще меньше шансов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме