Для литовских потребителей местное органическое топливо будет стоить заметно дороже белорусского, считает эксперт в энергетической области Борис Марцинкевич.
"Имеющиеся мощности у Литвы позволяют перекрыть внутренний спрос на биотопливо, другое дело – позволяет ли это сделать покупательная способность. Литовское биотопливо получается дороже белорусского, так как там несколько иная налоговая система, чем в Белоруссии", – рассказал Марцинкевич порталу Baltnews.
Он отметил, что литовские власти, ограничивая закупку белорусского биотоплива, тем самым нарушают рыночные законы экономики.
"Это может быть попытка Литвы использовать какие-то внерыночные механизмы, связанные с государственной программой и "зеленым курсом", но к свободному рынку это отношения не имеет", – сказал эксперт.
По его словам, Минск может обжаловать решение Вильнюса во Всемирной торговой организации (ВТО).
"Те механизмы, которые у Белоруссии сейчас имеются, это Арбитражный суд ВТО. Но этот механизм не рассчитан на какую-то оперативность, по опыту России можно сказать, что это займет три-четыре года с момента подачи жалобы", – добавил Марцинкевич.
По мнению аналитика, одним из альтернативных торговых партнеров по биотопливу может стать Варшава.
"Я не знаю, как сейчас у Белоруссии обстоят отношения с Польшей в силу последних событий. Польский рынок гораздо масштабнее, чем литовский, и Белоруссия могла бы перенаправить биотопливо туда", – констатировал эксперт.
Марцинкевич подчеркнул, что органическое топливо не является основным источником доходов Минска, поэтому отказ Литвы от белорусского горючего не сильно отразится на его бюджете.
"Биотопливо не является чем-то критически важным для Белоруссии, это как дополнительный источник дохода, потому что основной валютный поток – это калийные удобрения и нефтепродукты", – заключил эксперт.
Ранее в Минэнерго Литвы предложили внести поправки в закон "О тепловом хозяйстве", согласно которым объемы биотоплива, импортируемого из третьих стран, в топливном балансе производителей не должны превышать 20%. Предложение было выдвинуто после того, как литовские компании пожаловались, что не в состоянии конкурировать с белорусскими ценами на биотопливо и вынуждены прекратить свою деятельность.