Дружба с Польшей стала дорого обходиться: страны Балтии на распутье

Марш против ЕС в Варшаве
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Анатолий Ядов

Брюссель намерен заставить Польшу придерживаться западноевропейских ценностей, грозя лишить денег Евросоюза. Странам Балтии предстоит решить, на чьей они стороне.

Страны Балтии вряд ли встанут на защиту Польши, своего главного союзника в Восточной Европе, которую Брюссель намерен наказать ограничением доступа к фондам Евросоюза за нарушение принципа верховенства права. Верность европейским ценностям может стать условием финансовой поддержки альянса.

Глава Европейского совета Шарль Мишель представил свои предложения относительно бюджета Евросоюза на следующий финансовый период (2021–2027 годы), которые содержат новый для альянса и крайне неприятный для ряда государств пункт. Доступ к фондам ЕС может быть ограничен для тех стран, что конфликтуют с Брюсселем из-за различий в трактовках принципа верховенства права и понимания европейских ценностей. Речь, конечно, идет о Польше и Венгрии, к которым у Брюсселя и Западной Европы накопилось немало претензий.

Президент Литвы Гитанас Науседа на встрече с председателем Европейского совета бельгийцем Шарлем Мишелем в Брюсселе,  11 февраля 2020
Президент Литвы Гитанас Науседа на встрече с председателем Европейского совета бельгийцем Шарлем Мишелем в Брюсселе, 11 февраля 2020

"В случае упущений в части соблюдения принципа главенства права, когда речь идет о разумном исполнении бюджета ЕС, Еврокомиссия будет предлагать корректирующие меры, которые будут утверждаться на Совете ЕС квалифицированным большинством голосов", – сказал Шарль Мишель, отметив также, что следить за соблюдением принципа главенства закона могла бы Еврокомиссия. Позиция Мишеля отражает точку зрения большей части западноевропейских стран и, прежде всего, Германии и Франции.

Пакет предложений Мишеля будет обсуждаться на предстоящем 17 июля саммите Евросоюза, на первой со времени начала пандемии коронавируса "живой" встрече европейских лидеров. Саммит посвящен финансам, и все его участники живо заинтересованы в скорейшем разрешении споров и противоречий, поскольку сроки согласования будущего семилетнего бюджета ЕС подходят к концу.

Кроме того, потрепанные пандемией коронавируса национальные экономики требуют немедленных финансовых вливаний, а распределение этих денег Брюссель увязывает с утверждением проекта будущего бюджета. Если кто-либо кроме поляков и венгров выступит против предложений главы Европейского совета, согласовать условия раздачи денег не получится.

Варшава, конечно, друг, но деньги распределяют в Брюсселе

Если конфликт между властями Венгрии и Брюсселем не особенно, откровенно говоря, заботит страны Балтии, то противостояние Западной Европы и Польши непосредственно касается прибалтийских республик. Варшава, Вильнюс, Рига и Таллин неоднократно демонстрировали общность взглядов во внешней политике и в политике безопасности, считаются "особой группой" в составе Евросоюза, выступающей еще и главным сторонником противостояния с Россией.

На встречах министров обороны, как это было, например, в декабре прошлого года, участники, вторя друг другу, говорят о единстве целей в противодействии "российской угрозе" и славят усилия общего "гаранта безопасности", Соединенные Штаты.

"Польша – ближайшее к нам крупное государство НАТО с большим военным потенциалом, включающим, например, береговую охрану, тяжелую артиллерию и многое другое. Польша играет в обороне Балтийских стран важную роль..." – говорил министр обороны Эстонии Юри Луйк.

Президент Литвы Гитанас Науседа (слева) м президент Польши Анджей Дуда
AFP 2019 / Alik KEPLICZ
Президент Литвы Гитанас Науседа (слева) м президент Польши Анджей Дуда

Но "береговая охрана и тяжелая артиллерия", а также все иные аспекты военного сотрудничества, да и в целом "дружеские" отношения с Варшавой явно не перевешивают риска лишиться сотен миллионов евро, ежегодно поступающих в национальные бюджеты из фондов Евросоюза. Без совместных учений и дружеских попоек своих офицеров страны региона запросто могут обойтись, а вот без денег европейского альянса – нет. Особенно это очевидно в условиях "коронавирусного" кризиса и ожидания финансовой помощи из "аварийных фондов" Евросоюза.

И если дело дойдет то голосования, итоги которого могут стать крайне неприятными для Варшавы, представители стран Балтии поднимут руки за, фактически поддержав Германию и Францию. Тем более, что к самим странам Балтии у Евросоюза претензий по части соблюдения принципа главенства права и европейских ценностей пока нет, и крайне желательно, чтобы они вдруг не появились.

К старому "прянику" Брюсселю срочно нужен новый "кнут"

Брюссель и "тяжеловесы" Западной Европы отрастили длинный зуб на правящую в Польше партию "Право и справедливость". Конфликт достиг пика, когда Варшава отказалась отменить введенные ею изменения в законодательство, нарушающие, по оценкам правоведов Брюсселя, принцип независимости судебной системы и принцип верховенства права как таковой.

Поляки демонстрировали несогласие с "немецко-французским диктатом" на многих направлениях внутренней и внешней политики Евросоюза. Они отказались принимать у себя иммигрантов по квотам ЕС, формируют внутрисоюзные блоки, предъявляют финансовые претензии Германии и проводят слишком уж проамериканскую внешнюю политику. Включая, кстати, и закупки у США вооружений, которые, по мнению, например, Франции, вполне можно было бы купить в Европе.

Но вдруг оказалось, что никаких эффективных инструментов воздействия на особо упорствующих "оппортунистов" у Евросоюза нет.

Варшава готова проигрывать суды и платить штрафы, охотно обостряет противоречия и азартно конфликтует, отстаивая свои собственные "польские ценности". Но поляки явно не готовы отказаться от денег Евросоюза (особенно тех, что идут в сельское хозяйство). Так что финансовый инструмент "принуждения к миру", который намерен создать Брюссель, может оказаться эффективным.

Однако его действенность в Брюсселе, возможно, переоценивается. Как считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, в уходящем финансовом периоде Евросоюза Варшава освоила практически все деньги (около 10 миллиардов евро в год), которые были зарезервированы за ней в структурных фондах Евросоюза, и довольно эффективно ими распорядилась. Времена, когда поляки были самыми крупными получателями финансовой помощи ЕС, проходят, а следовательно, снижается и уровень их зависимости от бюджета альянса. Варшава может себе позволить "пойти на принцип".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме