Россияне не приедут: закрытые границы больно ударят по туристическому бизнесу Литвы

Пляж, Балтийское море
BALTNEWS.lt

Егор Иванов

Несмотря на то, что доходы литовской экономики от туристической отрасли не так велики, как в странах Южной Европы, пандемия коронавируса ударит и по турсектору Литвы.

Несмотря на то, что доходы литовской экономики, связанные с туристической отраслью, относительно не так велики, как в Италии, Испании или Хорватии, где туризм формирует около 11%, 15% и 20% всего ВВП соответственно, пандемия коронавируса ударит и по турсектору Литвы. Это, безусловно, скажется и на поступлениях в казну.

С одной стороны, балтийская республика ежегодно наращивает и привлекает все больше туристов, однако туристический сектор здесь по-прежнему не так развит, как хотелось бы. Основные потоки и живые массы приезжих традиционно делят между собой Вильнюс, литовское взморье со столицей в Клайпеде и Каунас. В то же время в регионы путешественники едут неохотно, причем, как утверждает статистика, речь идет не только об иностранных туристах, но и о местных.

Исключение составляют курортные Друскининкай, Бирштонас и Аникщяй в Алитусском, Каунасском и Утянском округах, однако районные самоуправления, расположенные к востоку и югу от столицы страны, не могут раскрыть свой потенциал.

Развитие идет медленно – не хватает хороших гостиниц, ресторанов, инфраструктуры, англоговорящих работников, задействованных в сфере обслуживания.

В то же время с началом коронавирусного кризиса Литва оказалась в более выгодном положении: поскольку турсектор занимает второстепенное место, когда речь идет о приоритетных вопросах экономического развития, страна пострадает значительно меньше, нежели ее партнеры по Европейскому союзу (ЕС), где в туризме задействованы сотни тысяч человек. Власти Испании, Италии, Германии, Франции и вынуждены вливать миллиарды евро в отрасль, чтобы сохранить рабочие места и хоть как-то помочь людям свести концы с концами.

Потери неизбежны, но закономерны

По оценкам Департамента статистики при Минфине, туризм создает 2,9% (1,2 млрд евро) ВВП Литовской Республики. По итогам 2018 года рост отрасли составил 4,9%. Годом ранее в турсекторе было задействовано около 48 тысяч человек, что составляет 4,8% всех лиц, работающих в частном секторе. Иными словами, цифры действительно не такие большие, если сравнить их, например, с транспортным сектором, формирующим 13% ВВП всей страны, однако туризм занимает важное место в жизни предпринимателей. Он не может не влиять на доходные статьи бюджета, особенно когда речь идет о курортных городах и поселках, где большая часть населения, так или иначе, завязана на туризме.

Более того, поскольку у Литвы нет национального пассажирского авиаперевозчика или круизных компаний, самыми пострадавшими стали те, кто занимается массовыми мероприятиями, держит отели или сдает жилье в аренду туристам.

Свежие данные Департамента статистики уже подтвердили опасения бизнесменов: в первом квартале этого года отечественные гостиницы обслужили 527,9 тыс. туристов – это на 21% меньше, чем за аналогичный период в 2019 году. Число иностранных туристов в период за январь-март сократилось на 23,8%, литовцев – на 18,8%. Основной спад был зафиксирован по итогам марта – на тот момент условные заселения обвалились на 58,1%. К слову, подсчитано, что местный турист тратит на поездку в Литве около 75 евро, а условный иностранец – 338 евро.

Рассуждая о неизбежных потерях, председатель Национальной ассоциации туристического бизнеса Жидре Гавелене спрогнозировала, что обусловленный глобальной пандемией спад отечественного турсектора может дойти до отметки в 50%.

"Туристический сектор создает около 1,3 млрд евро добавленной стоимости – это составляет около 3% всего ВВП страны. Арифметика простая – с учетом ухудшения ситуации мы можем говорить о том, что из-за воздействия коронавируса один лишь турсектор потеряет от 0,5% до 1,5% годового ВВП", – говорила Гавелене.

Повод для оптимизма

На фоне улучшения ситуации в Литве и в странах Балтии в целом местный бизнес может наверстать упущенное в летние месяцы. В ближайшее время гостиничная отрасль восстановит свою деятельность в полном объеме – поводы для оптимизма действительно есть. Предприниматели надеются компенсировать вынужденный отток иностранных туристов за счет местных путешественников и приезжих из Латвии и Эстонии. Очевидно, что в этом году лишь малая доля литовцев отправится отдыхать в южные страны, но сезон летних отпусков никто не отменял, поэтому большинство хлынет на балтийское побережье – в Палангу, Клайпеду, Швянтойи, на Куршскую косу.

Побережье Балтийского моря и Куршского залива, пляж
BALTNEWS.lt
Побережье Балтийского моря и Куршского залива, пляж

Накануне мэр курортной Паланги Шарунас Вайткус рассказал прессе, что, по имеющийся у него информации, отели бронируют на июнь, июль, август и даже сентябрь – это означает, что недостатка в посетителях не будет, но как это скажется на доходах и поступлениях в казну, мы сможем сказать ближе к концу года. Учитывая тот факт, что иностранный путник тратит в поездках по Литве почти в пять раз больше, чем среднестатистический литовец, говорить о сверхприбыли в этом году явно не получится.

Помимо всего прочего, турсектор Литвы понесет потери из-за фактического отсутствия туристов из России, Белоруссии и с Украины, так как ЕС еще не определился, когда и на каких условиях внешние границы откроются для приезжих из третьих стран. Сегодня речь идет о том, что их могут открыть к 1 июля, но это не точно.

Кроме этого, даже если их откроют, иностранцы должны будут две недели отсидеть на карантине – отдыхать и путешествовать для условного белоруса на территории ЕС таким образом почти невозможно.

Для туристической отрасли Литвы подобные ограничения ничего хорошего не предвещают, поскольку, по последним данным, больше всего туристов приезжают в страну именно из России, Белоруссии и с Украины.

В первом квартале 2020 года россияне составили 13,4% всех иностранных туристов, на втором месте были белорусы, на третьем – украинцы, на четвертом – латыши, на пятом – поляки. В период за январь-март гостиницы Литвы приняли 24 725 россиян, 19 982 украинцев и 19 094 белорусов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме