Фитнес-клубы не работали 2,5 месяца и теперь несут большие убытки. При этом помощь от государства идет слишком долго, а некоторые клиенты теперь не имеют столько свободных средств, чтобы отдавать их на спорт. Об этих и других проблемах ведения бизнеса в сфере спорта Baltnews поговорил с руководителем Intero Gym в Паневежисе Медой Мацейкене.
– Г-жа Мацейкене, Литве уже разрешена работа спортзалов. Ваш центр уже открыт?
– Да, мы уже открылись. Не работали мы с 16 марта, когда начался карантин из-за коронавируса. То есть мы не работали два с половиной месяца! Когда это все началось, мы все были в шоке. Ощущение такое, будто началась мировая война. Сейчас для нас очень тяжелое время.
Первый день работы у нас был позже, чем было разрешено, хотя государство разрешило открыться с 18 мая. Но мы решили не запускать работу в этот день и подождать до 1 июня, поскольку наблюдали за тем, как все это происходит.
Наш спортзал один из самых больших в Паневежисе. У нас большая площадь – две тысячи метров, потому что раньше у нас не хватало пространства для новых посетителей. У нас уникальный спортзал. Наверное, могу сравнить его с шестизведочным отелем. И все это время в таком здании было очень темно и тихо. Все остановилось.
– Государство запустило ряд программ по помощи предпринимателям. Вы уже получили поддержку? Как происходила оплата аренды, в полном размере?
– Мы все остались без денег, но при этом мы все еще должны оплачивать аренду помещений и платить налоги. Со временем я начала пытаться получить финансовую помощь от государства, которая была организована, использовать существующие программы финансирования.
Но вплоть до сегодняшнего дня мы не получили никакой помощи. Хотя все необходимые для этого документы с нашей стороны подготовлены – организация работы государственных структур очень плохая.
Единственное, что я получила, – это скидку на аренду помещения, однако мы все еще ждем компенсацию в размере 50%, которая должна покрыть эти расходы.
По-прежнему ничего не происходит со стороны Invega (компания, которая принадлежит государству и должна выделить средства на пакет мер по поддержке предпринимателей – прим. Baltnews). Пострадало все. Это очень плохой для меня период, и состояние в это время у меня соответствующее. Мы ждем помощи государства, в любом размере.
Сейчас временно снята необходимость платить налоги, но после того, как все закончится, мы же будем обязаны заплатить за это. Это не похоже на помощь. Если вся страна остановилась, почему бы не перестать собирать налоги, ведь так?
– В чем состоит сложность, чтобы получить помощь? Представители бизнеса сферы красоты говорят, что госструктуры просто не понимают, как устроены все механизмы работы в текущий период и сама система помощи. Какое ощущение у вас?
– Да, я согласна. Ну, как государство нам говорит: "Хей, у нас есть много денег для того, чтобы вам помочь, – так возьмите их". Но государство спрашивает с нас целые тонны документов для того, чтобы проанализировать их и решить, давать нам эти деньги или не давать. Все это похоже на комедию.
– А эту "тонну документов" вообще возможно собрать в период карантина?
– Можно, но очень сложно, потому что в период карантина все происходит онлайн. Все приходится делать через электронную почту, через e-pass. Тяжело…
Я готовила документы два месяца! Теперь я последние несколько недель ожидаю ответа от государства, но до сих пор ничего в ответ и не получила. Везде нужно ждать и ждать. Такое ощущение, что они там все занимаются анализом этих документов. Но после всего этого 18 мая государство разрешило спортзалам открыться, но с большим количеством правил, поэтому мы и решили не открываться в этот день.
– А какие основные правила должны быть соблюдены для продолжения работы?
– Сейчас можно заниматься [спортом] без масок, но необходимо соблюдать дистанцию в два метра между людьми. При групповых занятиях разрешено заниматься только группам до 20-ти человек, не больше.
Везде должна проводиться дезинфекция, должны быть полотенца на тренажерах. Обязательно ношение маски по дороге домой после тренировки.
– Насколько тяжелее стало организовать процесс работы с новыми правилами?
– Процесс работы стал сложнее. Нам пришлось изменить все расписание групповых тренировок, график работы. Теперь мы должны делать 30-минутный перерыв между тренировками для дезинфекции и проветривания помещений. Так что количество занятий у нас теперь стало меньше, чем было ранее.
– Как клиенты реагируют на возвращение спортзала к работе? Многие вернулись?
– Конечно же, люди сильно скучали по спортзалу, и все хотели вернуться. Но наши клиенты просят от нас компенсации за то время, когда мы были закрыты.
Вот представьте, нас оставили без посетителей, денег, и после этого еще и клиенты хотят компенсации. Это нормально, но тяжело. Но мы выкарабкаемся.
Некоторые еще боятся, но 70% клиентов вернулись. В обычное время у нас тысяча клиентов, у нас установлен лимит на количество держателей карт нашего зала.
– Как складывалась ситуация в эти месяцы для персонала? Приходилось ли кого-то увольнять, сокращать зарплаты?
– Нет, это все моя команда. Я должна беречь этих людей и их семьи, я несу ответственность за них. Зарплата на весь период карантина была полностью сохранена и осталась прежней.
– Что стоило бы предпринять государству для поддержки бизнеса?
– Я думаю, что они должны отменить сборы налогов, которые потом не возвращаются. Государство должно помочь в ситуации с арендой и ввести "подъемный" свободный от налогов период. Это минимум.
Это же не продукты, понимаете, людям нужны спортзалы, но в данный период они не "номер один" по важности. Это такой промежуток времени, когда есть свободное время. Некоторые люди берегут, собирают свои деньги и не тратят их на спортзалы. Люди боятся за то, что ждет впереди… Это кризис.
– Как карантин повлияет на стоимость услуг спортзала?
– Перед тем как мы открылись, мы сделали перепродажи по минимальным ценам. Сейчас лето, цены будут прежними, но осенью мы точно их поднимем.