Введенный из-за распространения коронавируса в Литве карантин больно ударил по предпринимателям. Они на полтора месяца остались без доходов, но с теми же расходами на аренду, зарплаты, налоги. 28 апреля карантин в стране был смягчен, и предприятия вернулись к работе. О возвращении к работе и влиянии карантина на бизнес Baltnews поговорил с владелицей салона красоты Trend в Клайпеде Оксаной.
– Оксана, как прошел первый день работы салона после закрытия на карантин?
– Очень хорошо, у нас было много работы. Люди ведут себя спокойно, соблюдают все нормы гигиены, да и мы соблюдаем все требования, чтобы всем было спокойно.
Мы не работали с 16 марта, и на это время мы отпустили всех сотрудников. Никто особо не хотел уходить, но такая паника была создана, что люди сами понимали, что нужно уйти.
Нас же принудительно закрыли – не попросили "уйдите на самоизоляцию". Нам именно сказали о том, что мы больше не работаем, и все опечатали в торговом центре, где мы находимся. Они даже вход на второй этаж, где мы расположены, опечатали ограничительными лентами, поэтому нам даже нельзя было никак попасть в свой салон.
Наши сотрудницы ушли на карантин сами. Все как-то ждали, надеялись, что карантин закончится раньше, и можно будет приступить к работе, но потом его продлили. Сейчас все рады выходу на работу, но пока мы не знаем, как мы будем дальше работать.
– Сотрудники уходили на карантин за свой счет?
– Нет, мы перед тем, как уходить на карантин, уточняли этот вопрос. Мы UAB (ЗАО, закрытое акционерное общество – прим. Baltnews), мы предприятие, и все люди у нас официально устроены – мы платим им зарплату, все налоги с зарплаты.
Касаемо того, как платить зарплату в период карантина, мы выясняли у государства. Нам сообщили о том, что будет выплачиваться компенсация в размере 60% от размера указанной в контракте зарплаты. У нас получается, что чистыми они получают 550 евро, то есть уже без налогов.
Мы еще не обращались за этой компенсацией, пока просто сами дали сотрудницам немного денег на жизнь, без всяких подписей и документов. Мы не знаем, как сейчас будем решать вопрос с зарплатой, налоговой.
– Кого-то увольняли?
– Нет, это же наши сотрудники. 40% со своих личных средств мы готовы заплатить, раз такая ситуация, поскольку мы ценим своих работников. Но нам бы хотя бы эти 60% компенсации получить.
Я знаю, что девочки-мастера, у которых был патент на индивидуальную предпринимательскую деятельность, уже подали на компенсацию. Судя по тому, что пишут на Facebook, им заплатили какой-то мизер – кому-то вообще 60 евро.
Люди устали, многие банкротят свои компании. И система такая, что фирму банкротят, а людям зарплату не выплачивают – они остаются без работы и без денег. А по закону государство не может обязать банкрота выплатить уже бывшим сотрудникам хоть что-то. Да и нас никто не заставляет сохранять штат. Нам никто не говорил о том, что нельзя увольнять сотрудников, нужно выплачивать зарплаты, как делают в некоторых странах.
– Арендодатели себя ведут с пониманием? Предоставляют ли скидки, отсрочку по платежам?
– Нам выставили аренду для оплаты в полном размере за период карантина. Ее мы еще не оплачивали и направили арендодателю письмо о том, что мы прекратили работу на эти полтора месяца в принудительном порядке в связи с карантином. Но нам на это письмо пока не ответили, и сейчас мы не знаем, что будет дальше.
У нас в торговом центре на нашем этаже уже закрылось несколько магазинов рядом с нашим салоном. Там уже даже вывезли все вещи, помещения стоят пустые. Не знаю, как дальше будет происходить эта оплата аренды. Пока еще мало что работает в плане государственных структур, и там еще сами не знают, как все будет. Похоже, им самим еще поручений конкретных не давали.
Все пишут арендодателям письма, но ответов нет. Говорят, что после карантина будут решать эти вопросы.
– Как посетители себя ведут после карантина? Клиентов много?
– Все люди напуганы, но у нас люди записываются. У нас хороший качественный салон, уже много людей записалось к нам, половина мая расписана вся. Но много людей спрашивают о том, как мы подготовились к открытию, какие нормы гигиены мы соблюли.
Люди просто еще боятся. На нашей страничке в Facebook некоторые люди отвечают нашим клиентам, которые хотят записаться, мол, идите в свои салоны, и вы в итоге все заразитесь. Вот этот негатив все равно присутствует.
Этот карантин сильно на нас повлиял. Клиентов, конечно, стало меньше, потому что люди боятся. Некоторые постоянные клиенты нам говорят, что, возможно, придут к нам в конце мая – пока что они просто опасаются.
– Какие требования необходимо было выполнить для открытия салона?
– Нам дали указание сделать перестановку – на каждого клиента должно быть минимум десять квадратных метров пространства. Мы брали рулетку и ходили мерили, потому что, насколько мне известно, за несоблюдение правил на нас могут наложить очень большие штрафы. Какой размер штрафа – пока непонятно, сейчас же штрафов очень много введено.
– Сколько составлял штраф для тех предпринимателей, которые работали после 16 марта?
– Насколько мне известно про нашу сферу, за работу в карантин выписывался штраф от тысячи до шести тысяч евро.
– Что еще необходимо было соблюсти для работы салона в текущий период, чтобы не попасть на штрафы?
– Мы хорошо подготовились. На каждого клиента у нас десять квадратных метров, каждому выдается маска на лицо в случае, если человек пришел без нее. Перед входом в салон мы поставили дезинфектор. Также выдаем бахилы, поскольку людей напугали тем, что коронавирус сохраняется и на одежде, поэтому мы решили на всякий случай перестраховаться.
У нас есть своя раздевалка, куда администраторы раньше вешали одежду клиентов. Но сейчас мы решили, что каждый посетитель будет пользоваться ей сам, чтобы избежать лишнего прикосновения к одежде.
Ждем проверок. Их, говорят, сейчас будет очень много. Так что мы заполняем все [учетные] журналы, все соблюдаем.
– Сегодня перечень предоставляемых в салонах услуг сильно ограничен. Как это повлияло на вашу работу?
– У нас есть процедура "четыре руки", когда два мастера сразу делают маникюр, педикюр и процедура вся занимает не более двух часов. У нас много постоянных клиентов пользуются именно этой услугой. Сейчас мы не знаем, можем ли мы ее оказывать, – все-таки это два мастера одновременно работают с клиентом. Мы не знаем, запрещено это или нет.
При этом наращивание ресниц, например, точно делать нельзя. Не знаю, почему, но запрещено. Мы и не рискуем, не хотим нарваться на большие штрафы и еще больше потерять в финансовом плане.
Также у нас есть сотрудница, которая занимается только лечением волос, – делает все возможные его виды. Но мы не знаем, можем ли мы ее услуги приравнять к парикмахерским услугам, чтобы она могла работать наравне с парикмахерами.
Если звонить в санитарно-эпидемиологическую службу за уточнением, то это бесполезно – они сами этого не знают и ничего не скажут нам. Никто ничего не знает. Все просто находятся в ожидании, когда все это закончится.
– Каких мер поддержки от государства вам как предпринимателю не хватает?
– Знаете, я государству уже не верю. Вот вообще не верю. И от него я помощи особой не жду. Я как человек, который давно занимается бизнесом, очень бы хотела, чтобы они просто не лезли в наш бизнес.
Ты создаешь свое дело с нуля. Тебе никто не давал на него денег, ты не брал кредит. Ты все строишь, а они, получается, лезут и указывают, как тебе работать. Это угнетает. Это как с ребенком, когда он хочет что-то сделать, а ему говорят постоянно: "Нельзя-нельзя". Мы не понимаем сейчас, что можно, а что нельзя, не знаем точно, как не получить штраф.
Мы соблюдаем все нормы, выполняем все предписанные законом вещи, и в части гигиены тоже. Государству мы платим налоги, долгов у нас нет. Зачем мне указывать, сколько клиентов в день я могу принять, например? Было такое обсуждение просто, что на каждого клиента должно уделяться не более 20–30 минут. Это как вообще?!
– И как салону красоты оказывать услуги за такое короткое время? Маникюр на одной руке сделать, а на другой оставить как было, получается?
– Вот именно, но это мы с вами понимаем, а там [в правительстве] этого не понимают. Но потом из официальных постановлений это ограничение убрали, наверное, подумали и поняли, что это неправильное ограничение.
– Трудно соблюдать новые гигиенические требования государства?
– Конечно, это непросто. Но сейчас мы сами заинтересованы в соблюдении всех норм гигиены. Не дай бог у нас кто-то заразится в салоне, мы же получим огромный штраф. Хотя доказать, что человек заразился именно в салоне, невозможно. У нас же вплоть до уголовной ответственности может дойти в случае случайного заражения.
Сейчас мы все ждем, чтобы это все поскорее закончилось.