Слезть с польской иглы. Литва на грани сельскохозяйственного кризиса

Сбор урожая, архивное фото
© Sputnik / Антон Денисов

Лейла Акбашева

Министр сельского хозяйства Литвы Андрюс Паленис обратился к профильному еврокомиссару Янушу Войцеховски с просьбой ни при каких условиях не рвать цепочки поставок продуктов из страны ЕС в страну ЕС.

Хватит ли запасов продуктов, если карантин в Литве продлится до середины мая, а общая ситуация не улучшится, скажем, до осени? Точно известно, что министра сельского хозяйства Андрюса Палениса раздражает остановка переговоров с Еврокомиссией о поставках продовольствия. Чиновник в сердцах даже заговорил о возможном регулировании цен из-за постоянно меняющейся ситуации вокруг попыток противостоять распространению инфекционной пандемии.

Паленис отослал письмо еврокомиссару по сельскому хозяйству поляку Янушу Войцеховски, в котором призвал ни при каких обстоятельствах не разрушать сформировавшиеся в Европе цепочки поставок мяса, овощей, фруктов, ягод и другой еды. Для транспорта с таким грузом, по мысли литовского министра, должны существовать специальные "зеленые коридоры". Их созданием следует заняться безотлагательно.

Почему нервничает глава Минсельхоза, если премьер-министр Саулюс Сквернялис 19 марта во время правительственной пресс-конференции официально заявил, что "запасов продуктов в стране достаточно, поводов для беспокойства, тем более для паники нет. Если вдруг понадобится, правительство имеет право устанавливать максимальные цены. Нарушение ценовой политики будет жестко преследоваться. Но, убежден, таких мер не потребуется".

Министр юстиции Элвинас Янкявичюс с этой же трибуны заверил жителей, что его подчиненные системно контролируют предприятия розничной торговли и строго спрашивают за нарушения общественных интересов.

С другой стороны, минимизация запасов – главная задача для уважающего себя менеджера, чем бы он ни торговал. Когда литовцы 9–13 марта с прилавков сметали очень нужное, относительно нужное и ненужное, ни один магазин розничной торговли не делал попыток удержать людей от спонтанных покупок.

После того, как под завязку оказались забиты морозилки, холодильники, кухонные полки с кладовками, у покупателей наступило отрезвление, а магазинные прилавки наполнились свежим товаром. Правда, цены заметно выросли: от 20 до 50%. Например, один килограмм обычной свинины с 5 евро подскочил до 7,5 евро.

Почему мы выбрали именно этот пример? Вот что пишет экс-министр сельского хозяйства (2008–2012) Казис Старкявичюс, у которого за плечами прекрасное советское образование и колоссальный опыт:

"По статистике, в 1938 году в Литве выращивали 1 249 470 свиней. Экспортный поток шел в Западную Европу, британцы наслаждались литовским беконом во время завтраков. В последнее десятилетие ХХ века количество свиней было сопоставимо. Сегодня Литва ввозит до 60% потребляемой свинины. Импорт постоянно растет. Мясо везут из Польши, Германии. Однако из-за закрытых границ импортные потоки мельчают, а самостоятельно Литва не в состоянии обеспечить себя мясом.

Постоянно говорил: свиноводство – стратегическое направление, но получилось с ним, как всегда. Мы закрыли свинофермы, потому что они дурно пахнут (а кто не смердит, включая человека?), придумали дурацкие ограничения. А цены на свинину идут в гору, на 30% в год.

Вырастут и еще сильнее из-за коронавируса и закрытых границ. Своего мяса не производим, потому что много лет подряд власть и всезнайки-эксперты утверждали: привезем столько, сколько понадобится. И вот результат литовских умничаний, за которые скажем спасибо разрушителям государственной сельхозполитики.

Свинина будет дорожать – и не вините в этом фермеров".

Таков ответ на вопрос, почему нервничает руководитель Минсельхоза Литвы. Он-то понимает, что главы кабинета и Минюста могут говорить все, что угодно, но отвечать за нехватку продовольствия будут не они, а министр сельского хозяйства.

Каким бы урожайным ни выдался 2020 год, своими силами Литва не в состоянии себя прокормить. И не смогут поздние литовские помидоры состязаться с круглогодичными испанскими, клубника – с импортной польской. Даже картофель, капуста, морковь, огурцы на литовских прилавках большей частью привозные, не говоря уже о манго, киви, джаботикабо и прочих маракуйях.

Тем более складывается впечатление, что страна приближается к сельскохозяйственному коллапсу. Пора сажать и сеять, а фермеры не в состоянии купить посевной материал – в Литве на время карантина разрешена работа только продовольственных магазинов, в отличие от Польши, Латвии и Эстонии.

Компания Lytagra пыталась пойти навстречу земледельцам. Однако ее деятельность оперативно прикрыли, посчитав в условиях карантина незаконной.

Как говорит акционер Lytagra Адомас Бальсис, цепочка производства продуктов питания порвана. Ему вторит гендиректор компании Agrochemа Эрикас Беронтас: фермеры к севу готовы, но у них нет удобрений, в том числе азотных, нет возможности приобрести нужную технику, запчасти к ней, инструменты и так далее.

Ситуация в земледелии и животноводстве, как видим, очень непростая. Конечно, цыплят по осени считают. Но есть и другая пословица: что посеешь – то и пожнешь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме