Литва подвела итоги развития экономики в 2019-м году и оценила перспективы на будущее. У действующего кабинета министров есть повод для радости: по итогам прошлого года рост ВВП составил 3,9%. Это ощутимо выше общеевропейских показателей и прогнозов отечественных экспертов. Между тем оценки и прогнозы экономистов на будущий год разошлись.
Рост ВВП составил почти 4% – по сути, это почти в четыре раза больше, чем средний итоговый показатель в еврозоне. Отечественные экономисты предрекали, что литовские успехи будут скромнее, а Центробанк говорил о росте в 3,7%, однако финальные результаты явно превзошли ожидания специалистов. Тем не менее, не все так однозначно.
В предыдущих своих материалах о состоянии отечественного хозяйства мы не раз обращали внимание на то, что Литва – это экономика парадоксов. Говоря об уровне неравенства, социальной разобщенности, тяжелом положении пенсионеров, следует отметить, что по темпам роста ВВП страна опережает своих соседей и западноевропейских партнеров. Прибыль государства растет, жизнь, казалось бы, улучшается, но в то же время в Литве стабильно сохраняется крайне неблагоприятная ситуация.
За последний год также увеличилась безработица, достигнув отметки в 6,3%, что, казалось бы, немыслимо при столь стремительном росте экономики. Это говорит о том, что проблемы есть. Поэтому делать далеко идущие выводы, основываясь на столь общих и простых экономических параметрах, неразумно.
Настроение самих граждан так же ухудшается – Литва входит в тройку государств, чьи жители меньше всего довольны качеством жизни. При этом за последние годы, по данным "Евростата", оценки снизились. Спрашивается, в чем проблема? Некоторые связывают это с завышенными ожиданиями. Другие говорят, что статистика и рост ВВП далеко не всегда отражают реальность, ведь помимо ВВП есть еще и покупательная способность.
Осторожные прогнозы
По оценке Дарюса Имбрасаса, старшего экономиста Центробанка из отдела макроэкономики и прогнозирования, Литва, как и другие страны Балтии, зависит от зарубежного спроса и ситуации на глобальном рынке. Нынешние тенденции в Европе, положение экономик ведущих торговых партнеров Литвы не внушают большого оптимизма. По его словам, это напрямую затронет обрабатывающую промышленность – нефтепереработку, мебельные фабрики, химпроизводство и транспортную отрасль.
"Глядя на тенденции, которые мы видим сейчас, рост экономики в этом году должен быть медленнее, нежели тот, за которым мы обычно привыкли наблюдать в последние годы. По оценке Банка Литвы, рост экономики в 2020 году не должен превысить 3%", – пишет он в авторском комментарии.
Хотя этот прогноз он считает довольно оптимистичным, в реальности же ситуация может быть несколько хуже.
"Кроме этого, сегодня наблюдается немало рисков, которые могут предопределить и другое развитие экономики, нежели то, что прогнозируется. Например, дальнейшее развитие торговых конфликтов между США и ЕС, иное окончание эпопеи Брексит или же реэскалация конфликта США и Ирана могут спровоцировать скачок цен на нефть", – считает он, подчеркивая, что все обозначенные факторы, а также вопрос эффективности использования средств из еврофондов скажутся на окончательном результате.
Похожей точки зрения придерживаются и представители частного сектора. Так, главный экономист коммерческого банка SEB bankas Тадас Повилаускас считает, что в этом году рост экономики снизится вплоть до 2,5%, в 2021-м – до 2,4%. Он признается, что его удивили итоговые показатели 2019-го года, но это не значит, что к Литве применительно крылатое выражение – "в Багдаде все спокойно". На финальном этапе финансового года проблемы усилились.
"В последнем квартале замедлился рост транспортного сектора. Уже известно, что год стал менее удачливым для предприятий Клайпедского морского порта, которые в четвертом квартале 2019-го года перевалили на 12,1% меньше грузов, чем за аналогичный период годом ранее. Больше всего сократился грузооборот удобрений, нефтепродуктов и контейнеров", – рассуждает он о негативных факторах развития экономики.
Слабый потенциал
Экономист, специалист по финансам Вайдас Навицкас утверждает, что проблема Литвы кроется не в том, что отечественная экономика нестабильна, а, напротив, в том, что она слишком стабильна, а государство и бизнес не хотят меняться.
"Наша проблема не в том, что сегодняшняя экономическая модель – неустойчива, а в том, что она устойчива. Литва как Бангладеш в Европейском союзе (ЕС) – бестаможенная территория услуг и производства с низкими издержками в пространстве ЕС, подпитываемая неограниченной иммиграцией дешевой рабочей силы из третьих стран – это устойчивая экономическая стратегия.
Мы и дальше переселяемся в Западную Европу – годом ранее, на вершине экономического цикла, эмигрировало на 4,1 тыс. больше жителей Литвы, чем вернулось, – а эта стратегия работает отлично. Экономика выросла на 3,9%", – пишет экономист на своей страничке в Facebook, поднимая своеобразную тему ментальной стагнации.
По его мнению, налоговая система Литвы нуждается в структурных изменениях, поскольку сегодня основной груз всестороннего обеспечения и функционирования государственных институтов тянут на себе представители среднего класса.
Одновременно, исходя из прогнозов и оценок Центробанка, нельзя отрицать, что за все время существования своей независимости Литва совершила стремительный скачок. Если в 1995-м году он составлял 33% от общеевропейского уровня ВВП на одного жителя, то сегодня уже превышает 80% от среднего по ЕС, однако здесь необходимо учитывать региональное разобщение.
Положение регионов существенно отличается от Вильнюса, хотя и столица не живет так, как Финляндия, в чем литовцев хочет убедить Администрация президента. Главный город Литвы – многоликий.
Тем не менее, даже с учетом столь быстрых темпов развития к среднему уровню по ЕС Литва сможет подойти только к 2042-му году, то есть больше чем через 20 лет. Здесь нужно сделать оговорку: достичь этой отметки удастся только в том случае, если стремительный рост будет продолжаться. Однако факты говорят о том, что в долгосрочной перспективе темпы будут снижаться.
Во многом это связано с запросами инвесторов. Бизнес призывают инвестировать в регионы, развивать отрасли производства с высокой добавленной стоимостью. Однако в Литве крайне редко говорят о серьезнейшей нехватке квалифицированных кадров и человеческих ресурсах, точнее – об их отсутствии.
Накануне об этом проговорился гендиректор агентства по инвестиционному развитию Investuok Lietuvoje Мантас Катинас. По его словам, наивно было бы думать об оживлении регионов, если там нет специалистов. Страна переживает большие трудности в сфере школьного образования.
"Если ты анализируешь, сколько на данный момент готовят инженеров в Шяуляй, Паневежисе или Клайпеде, то эти числа таковы, что есть экзистенциальная угроза никогда не привлечь туда крупных инвесторов, – посетовал он в интервью местной прессе. – Число студентов в инженерной отрасли и в области информационных технологий сокращается (…) Базовые проблемы происходят уже в школе, когда большая часть детей выбирает специальности, которые не требуют знания математики, логических компетенций, и это автоматически ограничивает их возможности в будущем", – сокрушается он.
Он указывает на то, что число выпускников, желающих посвятить себе изучению точных наук, уменьшается, что ставит под угрозу развитие всей экономики как таковой.
"Все цифры говорят о том, что эта ситуация ухудшается, с этим невозможно спорить, поскольку результаты экзаменов по математике становятся хуже, уменьшается число людей, которые выбирают и готовы сдавать государственные экзамены по химии и физике. По моему личному взгляду, в школах очень ослаб круг учителей, способных заинтересовать детей этими вещами", – констатирует Мантас Катинас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.