Новый транзитный договор с Украиной по поставке российского газа в Европу необходим "Газпрому" не для получения доходов, а для выполнения обязательств перед европейскими потребителями, считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.
"Главной проблемой являются не доходы с российского газового транзита и его объемы, а обязательства "Газпрома". По большому счету, нам в начале 2020 года будет очень сложно найти альтернативные Украине способы доставки российского газа в Европу. Поэтому мы вынуждены будем искать компромисс, поскольку ничего другого не остается", – заявил Топорнин "Экономике сегодня".
По его словам, "позиция европейцев также прозрачна". "В Евросоюзе считают, что перед нами российско-украинский конфликт, поэтому Европа не должна страдать из-за этих политических противоречий. Все это заставляет Россию проявлять заинтересованность в компромиссе с Украиной, которой также необходим транзит, поскольку Киев за это получает серьезные деньги", – отметил Топорнин.
Политолог подчеркнул, что для Украины деньги, получаемые с транзита, не являются лишними. Кроме того, важным сигналом стало и то, что украинский президент Владимир Зеленский заявил, что ситуация с энергобезопасностью страны пока оставляет желать лучшего.
Топорнин напомнил, что у Москвы и Киева получается договариваться по другим направлениям экономического сотрудничества. Так, Россия продолжает экспорт угля на Украину, согласовала транзитное соглашение с республикой на экспорт нефти. И все это несмотря на политическую риторику.
"Поэтому у обеих сторон есть стремление к заключению соглашения, но здесь присутствуют и противоречия – это цена транзита, его сроки, объемы, а также постоянные отказы "Нафтогаза" подписывать пакетное соглашение", – отметил политолог, добавив, что сегодня ситуация выглядит таким образом, что России и Украине ничего не остается, как подписать новое соглашение.
Россия на данный момент предлагает заключить "пакетное" соглашение, которое предполагает подписание транзитного договора с Украиной, урегулирование всех вопросов, связанных с исками в международный арбитраж, а также в восстановлении прямых поставок газа на Украину.