Перед финалом Олимпиады-80 мы слушали "День Победы" – гандболист Новицкис

Соревнования по гандболу. Матч СССР - ГДР. XXII Летние Олимпийские игры
© Sputnik / Владимир Вяткин

Анастасия Савинова

30 июля состоялся финал по гандболу на летних Олимпийских играх 1980 года. Сборная СССР противостояла сборной ГДР. "Когда мы ехали, тренер ставил песню "День победы", и мы ее слушали", – рассказал Baltnews игрок советской команды из Литвы Вальдемар Новицкис.

"Исход матча решили несколько секунд" – эту фразу можно применить ко многим командным видам спорта, когда результат напряженной игры зависит от финальных мгновений. Олимпиада-80 не стала здесь исключением – именно так сборная СССР по гандболу получила серебро в результате напряженной игры "счет в счет". Как проходила Олимпиада для спортсменов команды, что запомнилось на Играх больше всего, а также о возможных причинах досадного второго места Baltnews поговорил с игроком сборной от Литовской ССР Вальдемаром Новицкисом.

Вальдемарас Новицкис
© Sputnik / Виталий Савельев
Вальдемарас Новицкис

– Г-н Новицкис, расскажите, как проходила подготовка сборной по гандболу к Олимпиаде-80?

– У нас была долгая подготовка, и в Сухуми сборы были. На одной из тренировок я подвернул ногу. Нужно было делать рентген. Меня возили то в одну, то в другую больницу, посмотрели, и оказалось, что у меня перелом кости стопы. Мне наложили гипс и отправили домой. После такой травмы перед подготовкой к Олимпиаде и выступлением на соревнованиях по нынешним меркам необходимо было несколько месяцев лечиться и восстанавливаться.

Я приехал домой, меня еще раз проверили и сказали, что перелом не очень большой, и такой гипс не нужен. В итоге я эту ногу просто бинтовал. А потом через несколько дней мне позвонили из Москвы и спросили меня, буду ли я играть на Олимпиаде. Я сказал, что конечно же буду. И поехал на сборы. И с больной ногой готовился, и выступал на олимпиаде с обезболивающими. Но я играл.

– Какая атмосфера была в Олимпийской деревне?

– У нас сложилась такая ситуация, что наш тренер решил, что для более тщательной и хорошей подготовки к игре не нужно жить в Олимпийской деревне с остальными командами. Мы жили в Новогорске, поэтому мы практически никакой Олимпиады и не видели.

Олимпийская деревня в дни проведения XXII летних Олимпийских игр в Москве
© Sputnik / Борис Бабанов
Олимпийская деревня в дни проведения XXII летних Олимпийских игр в Москве

В выходной день мы один раз поехали в Олимпийскую деревню, прошлись по ней, покушали, и все. Олимпийской атмосферы мы практически не чувствовали, потому что мы жили отдельно ото всех, где и провели все время.

– Помогло ли это сконцентрироваться на подготовке к игре, или же может стоило провести это время в Олимпийской деревне, чтобы получить необходимый эмоциональный заряд на победу?

– Конечно, Олимпийская атмосфера не помешала бы нам готовиться к игре. Может быть даже наоборот, было бы какое-то расслабление, мы бы увидели других игроков и спортсменов, увидели бы, как они готовятся. Эта вся атмосфера могла бы помочь.

А когда ты закрыт в одном месте и видишь только свою команду, и все время идут разговоры о том, что нужно выиграть, потому что мы выступаем в Москве – это психологически было тяжело, это создавало определенное напряжение.

– Вы были единственным литовцем в команде. Как складывались отношения с другими игроками? Были ли какие-то конфликты на почве происхождения из разных регионов СССР?

– Раньше таких ситуаций не было, чтобы были конфликты на почве того, что кто-то откуда-то приехал. Советский Союз – это была наша страна, и все были одинаковые. Было неважно, ты литовец, грузин или ты русский из Москвы.

Кандидаты в олимпийскую сборную команду СССР по гандболу. Вольдемар Новицкий - крайний справа во втором ряду
© Sputnik / Виталий Савельев
Кандидаты в олимпийскую сборную команду СССР по гандболу. Вольдемар Новицкий - крайний справа во втором ряду

Может быть, москвичи иногда чуть-чуть превозносили себя на почве того, что они из столицы, а так настроение всегда у команды было нормальное, и никаких конфликтов не было, ничего из этого нам не мешало. Никто не анализировал, откуда ты приехал и зачем.

– Долго сыгрывались в команде и привыкали к игре друг с другом?

– Когда я попал в сборную, это был 1978 год, тогда была одна плеяда. Был Юрий Климов, Владимир Максимов, Евгений Чернышев – основные игроки. Я тогда еще был молодой. Потом несколько игроков ушли, пришли другие. Не было такого, чтобы подготовка шла всего две недели, а затем мы сразу поехали выступать. Мы готовились к Олимпиаде несколько лет.

В 1978-м году у нас был чемпионат мира в Дании. Я тогда еще мало играл, но уже через два года на Олимпийских играх я попал в основной состав. Подготовка шла почти два года. И только еще через два года, в 1982-м году, на чемпионате мира в Германии мы заняли первое место.

Момент матча между мужскими сборными командами по гандболу Румынии и СССР. VII летняя Спартакиада народов СССР (1979 год)
© Sputnik / Владимир Вяткин
Момент матча между мужскими сборными командами по гандболу Румынии и СССР. VII летняя Спартакиада народов СССР (1979 год)

Потом в 1984-м году были Олимпийские игры, в которых мы не участвовали. Затем уже мы готовились к Олимпиаде 1988-го года. Подготовка занимала очень длительное время, это большой этап.

Моя жена считала, сколько дней в году я проводил тогда дома. Так получалось, что в году я только 50 дней проводил дома. То есть более 310 дней я был на сборах. Вот такая была подготовка. Тренировки проходили по два, по три раза в день.

– Перелом ноги был единственной вашей травмой, с которой вам пришлось выступать на Олимпиаде? Или были другие случаи?

– Во время полуфинала с югославами свой игрок Виктор Махорин сделал движение и ударил меня локтем по носу. Врач тогда кровь остановил, но после игры оказалось, что у меня был перелом носа. Но победили.

XXII летние Олимпийские игры. Матч по гандболу между командами СССР и Югославии. Победа советских гандболистов
© Sputnik / Владимир Вяткин
XXII летние Олимпийские игры. Матч по гандболу между командами СССР и Югославии. Победа советских гандболистов

– Финал был очень нервным. Как так получилось, что несколько секунд не дали сборной СССР занять первое место?

– Это спорт, и, конечно же, было трудно играть с германцами, тогда это еще был ГДР. Финал получился очень трагическим – основную игру мы сыграли вничью, дополнительное время тоже вничью, и когда оставалось три секунды Александр Каршакевич не забросил мяч. Так один мяч Германия у нас и выиграла.

– Как вы переживали такое досадное поражение?

– Конечно, было обидно. Дома все жители Литвы и всего Советского Союза надеялись на победу, но вот так получилось.

Матч между сборными СССР и ГДР по гандболу на XXII летних Олимпийских играх в Москве
© Sputnik / Федосеев
Матч между сборными СССР и ГДР по гандболу на XXII летних Олимпийских играх в Москве

Каждый спортсмен имеет своей целью, чтобы у него в коллекции была Олимпийская медаль. И вот нам надо было доказывать, что и мы можем. Второе место на Олимпиаде в Москве, проигрыш германцам были очень болезненны для нас, и радости от этого никакой мы не испытали. Вроде как второе место – тоже неплохо, но радости у нас никакой не было. Дальше шли этапы подготовки, менялись игроки, менялась ситуация. Надо было каждый год доказывать, что ты готов защищать сборную, потому что тогда были разные конкуренты.

После московской Олимпиады много игроков поменялось, пришли помоложе. Хороший состав у нас был тогда. Через два года мы с этой командой заняли первое место на Чемпионате мира в Германии. Потом этот состав готовился к Олимпиаде 1984 года, и наша команда играла много подготовительных турниров перед ней. А потом оказалось, что для нас Олимпиады в Лос-Анджелесе не будет. А тогда мы гарантированно стали бы чемпионами, потому что мы и другие команды – Югославии, Румынии, Германии – выигрывали на турнирах с большим отрывом по мячам. Тогда мы знали, что мы готовы взять первое место на Олимпиаде, но не сложилось.

Потом опять четыре года подготовки. Много сменилось игроков, я уже стал таким "ветераном". Но меня взяли в эту сборную, в которой я еще был и капитаном.

– На трибунах на финале было больше болельщиков за сборную СССР? Помогала ли вам их поддержка?

– Мы были полностью вовлечены в игру и концентрировались на ней. Да и в Москве тогда болельщики не очень-то умели болеть. Приходили же разные люди: были люди с фабрик, еще откуда-то, многие были чем-то недовольны, у них не было такой расслабленности – может, демократии не хватало… А сейчас мы знаем как надо болеть. Тогда обычно люди просто аплодировали и все.

XXII летние Олимпийские игры. Матч по гандболу между командами СССР и Румынии. Справа стоит - тренер сборной команды СССР Анатолий Евтушенко
© Sputnik / Владимир Вяткин
XXII летние Олимпийские игры. Матч по гандболу между командами СССР и Румынии. Справа стоит - тренер сборной команды СССР Анатолий Евтушенко

– Были ли у вас какие-то ритуалы перед игрой, чтобы настроиться на победу?

– На игру нас возили на автобусах в сопровождении милиции. Нас привозили в спортзал за час до игры. По дороге, когда мы ехали, тренер ставил песню "День победы", и мы ее слушали. Это вот было таким ритуалом. А перед игрой традиционно команды вставали и кричали, кто выиграет – "Советский Союз!". Вот такие лозунги мы кричали.

– В Литве интересовались Олимпиадой?

– Конечно, люди смотрели соревнования, болели за нас. В Литве было много волонтеров с фабрик и спортивных организаций, которые работали в Олимпийской деревне, водили спортсменов, показывали иностранцам куда идти, проводили экскурсии. Было много людей из Литвы. Не было тогда разницы Москва или Литва, или Белоруссия и Украина – это была наша большая страна. Все тогда были вместе. Было такое время – никто не думал о том, кто есть кто.

– Как вас встретили в Литве после игр? Все воодушевленно вас поддерживали, или чувствовалась легкая досада от того, что победа была так близко, но ее не случилось?

– Конечно, было досадно, потому что у нас были пловцы, которые отлично выступили. Лина Качюшите, например, заняла первое место. В гандболе олимпийской чемпионкой стала Алдона Чесаитите-Нененене. Литовских олимпийских чемпионов тогда стало больше.

Чемпионка и рекордсменка мира в плавании на 200 метров брассом, член олимпийской сборной СССР Лина Качюшите (Литовская ССР)
© Sputnik / Юрий Сомов
Чемпионка и рекордсменка мира в плавании на 200 метров брассом, член олимпийской сборной СССР Лина Качюшите (Литовская ССР)

А второе место… Раньше же так считалось, что если первое место, то это хорошо, а второе уже значит, что что-то не так – план не выполнен.

– В Москве в период Олимпиады появились "западные" продукты и товары – газированные напитки в банках, различные джемы и так далее. А в Литве было такое?

– В Олимпийской деревне был "Запад" – там была финская колбаса, финские нарезки, карбонад. И несколько раз в свободный день мы ездили туда покушать.

Торговый центр Олимпийской деревни
© Sputnik / Виталий Арутюнов
Торговый центр Олимпийской деревни

А в Литве что было до Олимпиады, что после Олимпиады – все было одинаковым вплоть до девяностых годов. Как все было в Москве в то время вне Олимпиады, так это было и в Литве – разницы никакой не было. В Олимпийской деревне, конечно, намного лучше кормили тогда.

По сравнению с Литвой, в Эстонии тоже все несколько получше было. Там тоже появились Олимпийские объекты, где все было, как в Москве. Да и у Эстонии всегда был уровень повыше, Таллин и старый город имели такой "западный" запах.

Ссылки по теме