Налицо тотальное игнорирование и пренебрежение вопросами, касающихся жизни пенсионеров – с таким посылом на заключительной пресс-конференции в Сейме перед отъездом в Европарламент выступила одна из ведущих экономистов в Литве, доктор наук, депутат Аушра Мальдейкене.
Парламентарий утверждает, что ни политики, ни государство, ни журналисты, ни общество в целом не обсуждают проблемы пожилых людей, которые во многом страдают не только из-за низких по сравнению с другими странами Европейского союза (ЕС) пенсий, но и тотального одиночества – люди чувствуют себя брошенными, причем в больших городах ситуация даже хуже, нежели в деревнях и селах.
В многоквартирных домах столицы пенсионеры более одиноки, чем в сельской местности – о таком парадоксе рассказала депутат, сославшись на исследование неправительственной организации "Серебряная линия", работающей с пожилыми людьми на основе волонтерства. Представители этого фонда также приняли участие в пресс-конференции.
"У наших старых людей есть гораздо больше серьезных проблем, нежели вопрос пенсий. Пенсия очень важна – ее должно хватать для того, чтобы человек заплатил за квартиру, поел. Но рядом с денежным вопросом существуют еще более серьезные вещи. Деньги – не люди, а каждому из нас необходимо что-то близкое. Тот, с кем мы могли бы поговорить, с кем мы могли бы поделиться [переживаниями]. Особенно остро на себе это чувствуют люди, чьи жизни и душевное состояние хрупки. Хрупкость, появляющаяся тогда, когда люди готовятся уйти", – сказала она.
В своей речи она раскритиковала саму суть литовской политики, говоря о том, что общество в целом должно научиться видеть, понимать, воспринимать, сопереживать и вникать в самые тяжелые, сложные и болезненные проблемы государства. Сегодня, по ее словам, ничего подобного почти не происходит, поэтому в стране довольно низкий уровень политической культуры.
"Если мы хотим другой политики, мы должны видеть тех, кому по-настоящему тяжело и также должны уметь идентифицировать реальные проблемы. (…). Одиночество старых людей, социальное отчуждение, невозможность интегрироваться в социуме. Мы видим это в переполненных коридорах поликлиник, где люди приходят посмотреть друг на друга, мы более менее видим это на улицах, но чаще же всего тех, кому тяжелее всего, мы не видим в принципе. Они просто сидят в своих домах, так как у них нет сил выйти. Давайте видеть реальные проблемы и искать серьезные решения", – обратилась она к коллегам-депутатам.
Все держится на энтузиазме
Руководитель фонда "Серебряная линия" Марюс Чюжялис в ходе выступления рассказал, что его социальный проект функционирует уже на протяжении трех лет. В обязанности сотрудников организации входит поддержка одиноким людям преклонного возраста, с которыми волонтеры организации регулярно поддерживают связь, общаясь по телефону наподобие личных психоаналитиков, хотя сами они отказываются от подобной формулировки, говоря о том, что позиционируют себя друзьями-помощниками.
По словам Марюса Чюжялиса, в фонде задействовано около 300 волонтеров, которые работают с телефонной картотекой, численность которой составляет порядка 2 000 человек, остро нуждающихся в моральной поддержке.
"За три года мы провели около 21 000 телефонных разговоров, что составляет свыше полумиллиона минут. Должно быть, эти минуты могут сказать не так и много. Но если мы оцениваем собственное влияние, которые мы оказываем на снижение уровня одиночества, то это значит очень много. И я думаю, что это очень много значит и для наших собеседников", – сказал он, подчеркнув, что организация концентрируется на эмоциональной поддержке, различных консультациях, простом дружеском общении и, помимо всего прочего, выступает в роли формального посредника между пожилыми людьми и различными общественными структурами, институтами власти и квалифицированными медиками, если их помощь необходима.
Презентуя результаты исследования, он отметил шокирующие факты. Так, более 80% пожилых респондентов ответили, что считают себя общительными людьми, однако у них нет возможности общаться. Парадокс в том, что ситуация в крупных городах выглядит хуже, чем в сельской местности.
"Кажется само собой разумеющимся, что ты окружен людьми, соседями, возможностями пообщаться, однако с технической точки зрения, особенно, если не позволяет здоровье, тебе не с кем общаться (…). Сидишь у окна и смотришь через окно, все чего-то ждешь и ждешь. Наши собеседники говорят об этом открытым текстом – смотришь, ждешь, ничего не дожидаешься, на следующее утро снова ждешь", – с горечью говорит Чюжялис.
Вина журналистов
Аушра Мальдейкене открыто обвинила в сложившейся ситуации местные СМИ. По ее словам, пресса и журналисты в целом работают исключительно на заказах, за которые платят деньги, занимаются и варятся в различных интригах, как правило, сами же создают и выдумывают эти истории, разжигая недоверие между парламентариями, а серьезные проблемы игнорируются.
"Я думаю, что ключевая проблема, о которой я буду говорить и развивать эту мысль – это умирающая, поношенная, лишившаяся мозгов литовская журналистика", – отчеканила она, обратившись ко всем журналистам и ведущим СМИ с настойчивой просьбой вникнуть в проблемы общества.
Вопрос пенсий
Несмотря на то, что на пресс-конференции, по большей части, обсуждался вопрос эмоционального состояния людей преклонного возраста и удручающее моральное положение значительной части пенсионеров в целом, нельзя не отметить, что денежный вопрос является не менее существенным. На данный момент пенсии в Литве по-прежнему остаются одними из самых низких в Европе. После экономического кризиса 2009 года и решения правящих тогда консерваторов урезать пенсии и соцвыплаты положение пенсионеров улучшилось лишь незначительно.
Если говорить о конкретных цифрах, говоря о материальном положении пенсионеров в Литве, мы увидим следующую картинку: абсолютное большинство выживает на пенсию в 300 евро в месяц. Напомним, что минимальная зарплата в Литве составляет 400 евро. По подсчетам Фонда социального страхования (SoDra), в августе 2018 года около 52 тысяч жителей Литвы получали пенсию даже меньше 200 евро.
230 тысяч литовских пенсионеров получают пенсию в размере от 200 до 300 евро. Кстати, годом ранее в стране определили, что за уровень нищеты принимается показатель в размере 307 евро на человека в месяц. Пенсия в размере 300-400 евро назначена 190 000 пенсионеров. Почти 60 тысяч получают пенсию в размере 400-500 евро. 14 000 пенсионеров получают пенсию в размере 500-600 евро, 5000 человек получают пенсию 600-700 евро. Всего 2500 литовских пенсионеров получают пенсию в размере 700-800 евро. 800 евро и больше получают 1200 пенсионеров. Больше 1000 евро пенсия у единиц.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.