В Литве побит рекорд июньских температур. Метеорологи зафиксировали в Кайшядорисе плюс 35,7 градуса. Такой температурной отметки в первый месяц лета в истории Литвы термометры не показывали за все время наблюдений за погодой с 1770 года.
Аномальная жара уже внесла немало корректив в привычное русло жизни. Например, на финише учебного года на радость детишкам школы перестали проводить уроки или сократили их длительность. Не прогадали те, кто решил взять отпуск в начале календарного лета. Таких везунчиков узнаешь в толпе по ровному загару и счастливым лицам. Но литовские "тропики" в сумме принесли минусов больше, чем плюсов.
Нехватка пресной воды и гибель рыбы
Не претендуя на подробный анализ, остановимся на некоторых отрицательных факторах. Например, гидрологи предупреждают, что в реках наблюдается опасное обмеление. По их оценкам, уровень зеркала воды в основных реках упал на метр. Почти все СМИ Литвы опубликовали любительское видео, на котором запечатлен лось, вброд пересекающий всегда полноводный Нямунас, главную водную артерию республики. Не случайно дирекция внутренних водных путей предупреждает, что на большинстве рек фарватеры не обеспечивают гарантированной глубины. Сплав в таких условиях чреват авариями и трагедиями. А два земснаряда, которыми располагает дирекция, физически не в состоянии справиться с огромными объемами работ по дноуглублению.
Потеря метрового слоя воды – это уже ситуация на грани чрезвычайной. Специалисты утверждают, что запасов пресной воды пока достаточно, критических изменений в подземных водах нет, однако Минприроды на всякий случай призвало население экономить воду, особенно питьевую. Об этом в эфире самой популярной в стране радиостанции новостей Žinių radijas сказал сам министр защиты окружающей среды Кястутис Мажейка. Раз призыв прозвучал с высоты такого уровня, значит, основания на то были.
Ихтиологи, к примеру, говорят о массовой гибели рыбы и даже о возможном исчезновении некоторых ее видов. Есть и куда большая беда: жара гонит людей на берега водоемов, где Нептун и его подручные собирают щедрую дань. В июне 2019 года были дни, когда тонули пять, шесть и даже десять человек.
Жара и пожары
От жары страдает качество покрытия железных и автомобильных дорог, сложнее вести строительные работы и вообще работать. Сильно страдают водители общественного транспорта, международных рейсов и тяжелых грузовых автомобилей. Участились случаи обмороков и тепловых ударов среди офисных сотрудников. А работа при включенных на максимум кондиционерах привела к росту числа простудных заболеваний.
Наконец, страдает природа. По данным государственного лесного хозяйства, наиболее тревожная ситуация сложилась в сухих лесах Алитусского, Пренайского и Лаздийского районов. Местные власти просят население во время посещения лесов не разводить костры и соблюдать максимальную осторожность в обращении с огнем. В названных районах объявлена высшая, пятая, степень пожароопасности. К слову, спичка или тлеющая сигарета стали причиной уже нескольких объемных лесных пожаров по всей стране.
На финише июня открытым пламенем вспыхнул Тракседжяйский торфяник. К очагу пожара стянули вертолеты, автоцистерны и люди сразу из нескольких районов республики. По данным специалистов департамента пожарной безопасности и спасения (ДПБС), 29 июня масштабы беды удалось уменьшить, огонь они контролируют, но пожар пока не локализован.
Вайдас Малинаускас из ДПБС сообщил журналистам, что площадь пожара составляет примерно 12 гектаров, сам торфяник – это часть Аукштумальского болота, одного из самых больших в Литве. Этот торфяник горел восемь лет назад. Тогда была уничтожена экосистема Аукштумальского болота, можно допустить, что экологическая катастрофа повторится.
Неурожай и голод
Разумеется, это все факты из разряда ужасных. Но на мягких кошачьих лапках на Литву надвигается настоящее бедствие – местные фермеры опасаются, что засуха уничтожит часть урожая или, возможно, весь урожай 2019 года.
Председатель конфедерации земледельцев Арунас Свитоюс делится данными из американского специализированного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences: повышение температуры на один градус Цельсия дает сокращение урожая на 6% от среднестатистических объемов.
По словам специалиста, в Литве все дискуссии о сельском хозяйстве 30 лет вращаются вокруг экономической стороны вопроса, в то время как в соседней, например, Польше – вокруг адаптации к изменениям климата. Аналогичные процессы идут в Венгрии, в Германии, в Южной Европе. На их фоне у Литвы есть запас времени, чтобы вскочить в уходящий поезд, и тянуть резину более нельзя. В первую очередь, в обязательном порядке нужно восстановить мелиоративную систему, которую почти на 100% загубили в независимой Литве.
Крупные землевладельцы сообщают, что под угрозой урожаи пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи. Литва традиционно потребляет около 1 млн тонн зерновых, остальной объем идет на экспорт. Например, в 2008 году рекордный намолот составил 3,4 млн тонн. О подобных доходах сегодня фермеры могут только мечтать. А если не удастся заготовить требуемое количество кормов, упадут и объемы животноводства. Прогнозируется неурожай картофеля, моркови, свеклы, огурцов, помидоров, чеснока и других овощей, бобовых культур, яблок, прочих фруктов и ягод.
Ситуация схожа с 2017 годом, когда правительство объявило об одновременном введении чрезвычайного положения в сельском хозяйстве в двенадцати самоуправлениях страны, а затем – на всей территории. В тот год страну терзали необычайно продолжительные и мощные ливни. По данным Министерства сельского хозяйства, убытки фермеров составили около 40 миллионов евро, а по оценкам самих земледельцев – до 120 млн евро.
Автор этой статьи (Лейла Акбашева – прим. Baltnews) в июне немало ездила по Литве и своими глазами видела потрескавшуюся от жары землю, морковь толщиной со спичку, сгоревшую на корню рожь. По полям будто Мамай прошел. Если не брать во внимание капли, дождей не было с апреля. Фермеры молятся, но небеса молитв не слышат. "Местами могут быть сильные ливни, грозы и град. Однако также могут быть места, где дождя не будет совсем", – примерно так звучат долговременные прогнозы синоптиков.
Ученые заявляют, что волны жары в Литве становятся все более частыми и интенсивными по причине климатических изменений. В частности, об этом говорит климатолог Донатас Валюкас из Вильнюсского университета. По его словам, "прежде температура свыше 30 градусов была достаточно редким явлением. Сейчас это бывает практически ежегодно, чаще бывают ливни и следующие после них периоды засухи, сильные ветры, шквалы и смерчи".
Климатолог тоже не исключает неурожая. Голодомора в Литве, разумеется, не предвидится. Но и местными фруктами-овощами, по всей видимости, вволю не набалуемся нынче. Хватило бы денег на дорогую привозную продукцию сельского хозяйства, на традиционные закупки картофеля на зиму, на соленье огурцов и закваску капусты. На летние грибы тоже рассчитывать не приходится. Может, осенняя "тихая охота" выпадет удачной?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.