План этот, разумеется, совершенно секретный. Но чем ближе последний звонок для президентуры нынешнего состава, тем больше деталей просачивается в прессу. Рассмотрим их.
Становой хребет плана "Г" – теория "прирожденной агрессивности азиатской России, которой объективно не суждено стать членом европейского содружества цивилизованных государств". Считается, что Москва уже "70 лет является главным вызовом для внешнеполитического курса официального Вильнюса". Грибаускайте подобрала команду фальсификаторов, которые с успехом используют эмоциональный фактор для внедрения в головы рядовых и не слишком образованных людей страхи, опасения, фобии, выгодные для власти устойчивые модели поведения.
Машина оболванивания работает лучше часов
Механизм работает превосходно. Грибаускайте заявляет, что "Россия – террористическое государство", а ее президент Владимир Путин "наполовину Гитлер, наполовину Сталин". Глава МИД Линас Линкявичюс тут же нашел сто примеров, военный министр Раймундас Кароблис объявил о раскрытых планах вторжения с востока, гендиректор департамента госбезопасности Дарюс Яунишкис подчеркнул: Москва якобы стремится сломать волю литовцев к сопротивлению. Далее слово взяли политологи, эксперты и пресса. И так по любому поводу и даже без него.
Москва трактует Литву как территорию, которая исторически находится в сфере интересов России. Все вроде бы понятно. Но, например, Мариуш Антонович, местный политолог с польскими корнями, на лекциях в Институте международных отношений при Вильнюсском университете дополнительно объясняет: "Такое отношение к Литве порождено не только специфическим политическим мышлением русских, но и требованиями к безопасности. Власти России всегда считали, что им необходимо контролировать Прибалтику, чтобы не допустить вооруженной инвазии через ее побережье".
Для местных политиков и политологов такой подход к истории и современности – аксиома. Никакими фактами и аргументами ее не опровергнуть. Фундамент русофобии тщательно оберегают от неканонических интервенций, процесс нападок на "империю зла" поставлен на конвейер.
Тот же Мариуш Антонович, подпитанный президентскими грантами, не перестает утверждать: только европейское единство можно противопоставить "российской агрессии". "Литва мала, чтобы проводить сколь-нибудь самостоятельную политику сдерживания России. Это можно делать только сообща, в союзе с другими странами Запада. Европейский союз – это в известном смысле ящик с инструментами, с помощью которых ЕС в состоянии ремонтировать Кремль и даже диктовать ему свою волю".
Реки крокодильих слез"Денег нет, но вы держитесь", – говорит Брюссель Прибалтике и Польше
Официальный Вильнюс постоянно плачется, что ЕС – это не Брюссель с одним голосом, а 28 стран-членов союза с 28 голосами, со своими национальными интересами и геополитическими устремлениями. Аудит отношений на линии ЕС-РФ, проведенный еще в 2007 года (речь идет о докладе European Council on Foreign Relations) показал внутри Евросоюза наличие групп интересов.
Например, были вычленены "троянские кони России", "стратегические партнеры", "дружественные прагматики", "холодные прагматики" и "солдаты холодной войны". В Вильнюсе счастливы: страна всегда относилась к последней группе – к солдатам холодной войны.
Доказывая партнерам, что взгляды Вильнюса на Москву – это не "русофобия динозавров", президент Грибаускайте всегда оперирует одними и теми же аргументами: "война России против Грузии в 2008 году", "война России против Украины", "незаконное отторжение Крыма", "война России в Сирии", кибернетические, информационные атаки, дезинформация государственного масштаба.
При этом Грибаускайте не скрывает: она недовольна, что за "грузинскую авантюру" Кремль никак не был наказан Европейским союзом, за Украину наказание было символическое, за Крым же санкции введены, но они "тефлоновые вместо жестяных".
К слову, о Крыме. Весной 2014 года политические элиты счастливо верили, что еще месяц-другой – и Россия встанет на колени, а, возможно, распадется на десятки удельных княжеств.
Такой сценарий предрекали в президентуре, в парламенте, правительстве и разного рода экспертных сообществах. Например, сегодняшний кандидат в президенты Гитанас Науседа повторял вслед за Бараком Обамой слова о "бензоколонке с разорванной в клочья экономикой" и "научно обосновывал грядущий экономический крах недружественного восточного соседа".
Сегодня он же заявляет обратное, добавляя, что в Кремле убеждены: Запад чрезвычайно слаб и не осмелится жестко реагировать "на экспансию в той или иной точке мира". Чтобы отучить Москву думать так, как она думает, Науседа требует самых жестких санкций. Он высоко ценит вклад Литвы "в политику обуздания имперских интересов России" и радуется, что "пусть и через 10 лет, но в Европе прислушались к нашей позиции в отношении Москвы, назвав ее верной".
Русофобия вынесла президента Грибаускайте на гребень антироссийской волны. Ее стали называть "единственным политиком, который в состоянии дать отпор российскому лидеру". Это звание – как маршальские погоны. Они позволяли "янтарной леди" царствовать, купаясь в обстановке всеобщего обожания.
Домашнее задание преемнику
Но время Грибаускайте заканчивается. План "Г" она усовершенствовала и передает преемнику. Правки носят уточняющий характер. Например, "для преемственности внешней политики мало только говорить о якобы агрессивной России и верить, что Запад будет бесконечно принимать литовские аргументы. Арсенал антироссийских инструментов должен быть расширен".
За счет чего? Ответ у хозяйки площади Дауканто готов давно: за счет расширения ЕС. Даля Грибаускайте предложила в Брюсселе, а в Вильнюсе ее поддержал Витаутас Ландсбергис и его младшие коллеги по партии консерваторов: "Мы хотим большего ЕС, мы за то, чтобы балканские страны вступили в ЕС, чтобы Великобритания вернулась в ЕС. Сегодня как никогда до этого мы должны принять ответственность в связи с будущим ЕС. Мы должны быть за не раздробленный ЕС, а за единую Европу. Если мы не будем продолжать работу по консолидации – выиграет Кремль. Либо мы сплотимся, либо лишимся свободного будущего. Не забудем свою миссию и не предадим ее".
При переводе на язык нормальных людей призыв звучит так: если хочешь просидеть два срока кряду в шикарном кабинете президентуры, напоминай своему народу:
– как жесток терроризм, как якобы воинственна Россия, как "рвутся" с оружием в руках в Европу "голодные" и "униженные" россияне;
– ищи поддержку среди союзников;
– оставляй "за кадром" истинные причины происходящего;
– и самое главное, помни, что эмоции – враг логики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.