Накануне в Вильнюсе прошли канонические дебаты, организованные новостным агентством BNS при поддержке Литовской национальной библиотеки им. Мажвидаса, Центра восточно-европейских исследований и Фонда Конрада Аденауэра. В публичном выступлении участвовали три кандидата в президенты – Гитанас Науседа, Ингрида Шимоните и Саулюс Сквернялис, – которые, согласно данным общественных опросов, входят в тройку основных претендентов на победу.
Напомним, результаты новейших рейтингов свидетельствуют о том, что первое место занимает непартийный кандидат, экономист Гитанас Науседа, бывший главный советник президента банка SEB – за него готовы проголосовать 23,5% респондентов. На втором месте – депутат Сейма, делегат оппозиционной консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", экс-министр финансов Ингрида Шимоните – ее поддерживают 22%. Замыкает тройку лидеров действующий премьер, делегат от правящей партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" Саулюс Сквернялис, которого поддерживают 18,4% избирателей. Таковы данные центра исследования общественного мнения и рынка Vilmorus.
Литва является полупрезидентской республикой, где возможности национального лидера не настолько широки, как, например, в России, Франции или США, но в то же время далеко не так символичны, как в Латвии, Эстонии или Германии. Согласно Конституции, ключевые функции главы государства заключаются в направлении и формировании внешней политики. Одной из самых интересных тем открытой дискуссии традиционно стала позиция кандидатов по России.
Непредсказуемая Эстония
Страны Балтии издавна славились своей резкой позицией по России, которая достигла своего апогея в 2014 году после крымских событий и начала конфликта на юго-востоке Украины. Лидеры прибалтийских республик заморозили все политические контакты на высшем уровне с российским руководством. Если Латвия и Эстония периодически позволяют себе проявить "слабость", организуя неформальные встречи на уровне министров, то Литва в этом плане принципиальна.
По сути официальный Таллин совершил настоящий переворот в сознании проконсервативного прибалтийского истеблишмента. Решение Кальюлайд встретиться с Путиным и то, как спокойно и даже положительно отнеслись к этой идее в эстонском парламенте, ввело литовских политиков в недоумение.
Дело в том, что каркас политики безопасности и общей позиции по России балтийских стран казался настолько прочным, что "спонтанность" эстонского лидера можно было бы охарактеризовать как "обвал ценностей". Однако в Вильнюсе, очевидно, до сих пор не осознали и не поняли, что происходит. Именно поэтому реакция кандидатов в президенты на это событие была достаточно сдержанной. Вполне возможно, что потенциальные будущие руководители государства уже понимают, что время опережает события, а эра Дали Грибаускайте подошла к концу.
Премьер Сквернялис, комментируя решение Кальюлайд, дал исчерпывающую оценку, не осудив, но и не поддержав эстонского президента. С другой стороны, было очевидно, что глава кабмина на самом деле приветствует этот шаг. Это подтверждает его высказывание о том, что национальные интересы он ставит превыше всего.
"В плане стратегической цели и стратегических вопросов мы едины, однако у каждой страны есть свои интересы и сегодняшний визит президента Эстонии, даже не сомневаюсь, представляет интересы эстонского народа и государства. Даже не сомневаюсь, что в случае необходимости я бы поступил так же", – констатировал глава правительства, подчеркнув, что несмотря на все сложности, Россия была и остается страной-соседом.
Помимо всего прочего, Сквернялис отметил, что обвинения в некоем предательстве в адрес президента Эстонии в принципе далеки от здравого смысла. Скажем, руководители Германии, Финляндии, других европейских стран регулярно встречаются с Путиным, но ведь никто не говорит о том, что их позиция по, например, Украине, в целом от этого изменилась. По его словам, Литве необходимо отказаться от комплекса "маленького государства", которое ничего не решает.
Невзирая на ценности
Непартийный кандидат Гитанас Науседа, рассуждая о некоторых симптомах перелома в прибалтийско-российских отношениях, которые породили действия президента Эстонии, высказался за последовательную позицию Литвы по этому вопросу. По его словам, будущий президент не может закрыть глаза на "нарушения международного права" со стороны России. В то же время это совсем не означает то, что он жаждет отказаться от сотрудничества с Россией. Напротив, связи, по его мнению, должны лишь крепнуть, но делать это нужно с умом и в несколько иной плоскости.
"Я бы не стал забегать вперед и не хотел бы давать преждевременные оценки самому смыслу этой встречи, до конца не осознавая, в чем заключается ее содержание. По моему мнению, позиция Литвы всегда была последовательной и связана она была с тем, что то, что произошло на Украине – недопустимо в XXI веке, – сказал он, подчеркнув, что разделяет ценности действующего руководства республики, но не совсем.
Он продолжил: "С другой стороны, это не означает, что все окна для экономических и культурных связей должны закрыться. Я считаю, что связи с людьми – с людьми из России – должны уже сейчас стать ключевым приоритетом Литвы, поскольку с этими людьми нам предстоит жить после того, как завершится каденция действующих руководителей Кремля", – резюмировал Науседа.
В роли единственного открытого критика эстонского президента выступила кандидат-консерватор Ингрида Шимоните. Ее позиция проста и сводится к следующему – потенциальный глава государства не видит каких бы то ни было адекватных причин для того, чтобы тот или иной лидер балтийской республики встречался с президентом России.
"Прежде всего, нужно напомнить, почему этих отношений (у Литвы с Россией) нет уже некоторое время. А нет их потому, что наши взгляды на то, какими должны быть принципы, каким должен быть общемировой порядок, кардинально разнятся", – сказала она, подчеркнув, что не знает, зачем Кальюлайд запросила встречу с Путиным.
"Мне кажется, что нам необходимо говорить о том, что странам Балтии нужно начать формировать определенную единую позицию по России", – констатировала Шимоните, недвусмысленно дав понять, что решение президента Эстонии она не одобряет и видит в этом угрозу общебалтийской политики солидарности, которая до сих пор, говоря о России, работала без перебоев.
Как справедливо отмечалось выше, нельзя отрицать того факта, что времена меняются. Вне зависимости от того, кто станет президентом Литвы, внешняя политика страны, равно как и ситуация в странах Балтии в целом, изменится. С уходом Грибаускайте прибалтийские республики потеряют свой основной локомотив жесткой антироссийской риторики, которая сегодня стала своеобразной визитной карточкой стран Балтии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.