За всем, на первый взгляд, хаосом и непредсказуемостью в мировой политике, прослеживаются вполне логичные действия, направленные на слом не просто политического и экономического курса современной цивилизации, но и мировоззрения в целом. Сегодня нельзя слепо полагаться на публикации в СМИ и публичные выступления политиков, нужно научиться анализировать и сопоставлять различные факты самостоятельно. Все самое главное всегда пишется между строк.
Прибалтика, да и весь западный мир в целом, продолжает ориентироваться на теории основоположников геополитических концепций, таких как Хэлфорд Джон Маккиндер и Збигнев Бжезинский. На протяжении всего прошлого столетия считалось, что выход континентальных государств к морям и океанам обеспечивал им экономический рост, усиление военной мощи и, конечно, независимость. Кто контролирует выходы к морю, тот контролирует и сушу.
В работе Маккиндера уже в 1919-м году был дополнительно выделен восточноевропейский стратегический плацдарм, названный им "Хартленд" (Heartland, с англ. – сердцевина). В границы этой территории были включены бассейны Черного и Балтийского морей. Сразу после Октябрьской революции в России, на Западе возникла идея создания барьера из новых славянских стран Восточной Европы для предотвращения объединения сил Германии и России – так называемый санитарный кордон. В XIX-XX веках концепция "Хартленд" была актуальна как никогда. И тем не менее эти времена прошли – на дворе XXI век.
Технологический прогресс и зависимость европейской экономики от традиционных энергоресурсов делают мечту прибалтийских элит призрачной и туманной. Газопровод, протянутый по дну Балтийского моря и связывающий Россию и Германию, ставит крест на значении балтийских регионов. Турецкий поток, проложенный по дну Черного моря, окончательно ставит точку в стратегии Маккиндера и Бжезинского. Антироссийский плацдарм "Хартленд" больше не актуален, его время ушло безвозвратно.
Цифровая экономика рушит мосты
Большая часть инновационно-развивающихся территорий на сегодняшний день сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе. О переходе на цифровую экономику не так давно заявил и президент России Владимир Путин. Цифровая экономика, несмотря на определенные риски, в корне меняет устаревшие взгляды как на геополитику, так и на мировое лидерство в целом. Подобная экономика, основанная на цифровых технологиях, требует качественного подключения к всемирной паутине в любом районе земного шара, и работа в этом направлении уже ведется. Некоторые известные специалисты раннее высказывали мысли о возможности контроля над интернетом узкой корпоративной группой лиц.
Да, на сегодняшний день существует возможность отключения от интернета целых государств, в связи с этим специалисты трудятся над созданием независимого доступа ко всемирной паутине через космические спутники. В ночь на 28 февраля с космодрома Куру во французской Гвиане успешно стартовала ракета-носитель "Союз-СТ-Б". Ракета "Фрегат-М" вывела на орбиту Земли шесть спутников связи. Это первый из 21 запланированного запуска спутников для глобального широкополосного доступа в интернет. Так или иначе, вопрос безопасности и гарантий бесперебойного подключения в ближайшее время будет решен. На XVIII съезде ЦК Китая Си Цзиньпин впервые объявил о строительстве "сообщества единой судьбы" для всего человечества.
Цифровая экономика ставит крест на всех элитарных финансовых группах, которые были необходимы лишь на технологическом этапе развития цивилизации. Время рентабельности капитализма заканчивается, и пока можно лишь представлять, что будет дальше. На сегодняшний день финансовые наднациональные структуры (например, Федеральная резервная служба) лишь тормозят будущее развитие цивилизации, они сделали наш мир спекулятивным.
Экономический успех многих отечественных и международных компаний, включая коммерческие банки, держится исключительно на спекуляции, сами эти компании ничего полезного для человека не производят. В связи с этим социальное расслоение людей достигло критической точки, благосостояние 1% самых богатых людей на Земле – это около 73 миллионов человек – сравнялось с благосостоянием всего остального человечества, вместе взятого, число которого приближается к 8 миллиардам.
"Золотой миллиард" больше не актуален
Известная теория "золотого миллиарда" моментально потеряла свою актуальность в связи с огромным управляемым наплывом беженцев в Европу. Золотой миллиард включал в себя население США, Канады, Японии и стран Евросоюза. Возможно, именно этот факт являлся ключевым в принятии решения восточно-европейских элит присоединиться к единой Европе. Концепция "золотого миллиарда" предполагала сохранение устойчивого роста в экономически развитых странах и зависимость стран "сырьевых придатков".
Проект "европейская цивилизация" уже списан в утиль, продолжая существовать лишь по инерции. К середине текущего века численность эмигрантов мусульман на европейском континенте превысит численность коренных жителей многих стран Европы. Причин вымирания европейцев много, главная из которых – деградация.
Президент с таким характером, как у Дональда Трампа, пришел к власти неслучайно – это была необходимость, продиктованная временем. Все его действия направлены, в первую очередь, на возвращение реального производства на территорию Америки, и лишь затем – на разрушение наднациональных финансовых структур. На данный момент госдолг Соединенных Штатов превысил отметку в 21 триллион долларов, и каждую минуту долг увеличивается примерно на 2 млн долларов.
Санкции, вводимые президентом США, направлены практически против всех и призваны подтолкнуть страны для поиска альтернативных финансовых взаиморасчетов и исключить возможность спекулятивного обогащения. Цифровая экономика должна предполагать и цифровые деньги. Цифровая технология блокчейна исключает спекулятивное обогащение и предполагает создание цифровых денег.
Странам Прибалтики пора научиться жить в XXI веке. Оставаться на рубеже 1940-50-х годов уже нельзя, ведь нет больше моста, связывающего Россию с Европой – остался только остров, населенный людьми из прошлого столетия и окруженный бурно развивающейся жизнью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.