79-летний профессор Юозас Ермалавичюс – человек-легенда в Литве. Его знают как историка, публициста, автора множества книг. Но чаще всего его имя звучит, когда речь идет о вильнюсских событиях 13 января 1991 года: Юозас был активным борцом за сохранение советской Литвы, которого после жестко преследовали литовские спецслужбы, связанные с США.
25 лет назад Юозас Ермалавичюс и его коллега Миколас Бурокявичюс были захвачены литовскими боевиками в соседней Белоруссии. Это произошло 15 января 1994 года в Минске. Лидеров литовской Компартии захватили и быстро увезли в Литву. После долгого политического судебного процесса их осудили якобы за попытку свержение власти в январе 1991 года. Ермалавичюс получил наказание в виде восьми лет тюремного заключение. Так, на свободу он вышел только 15-го января 2002 года.
Спустя несколько месяцев Юозас уехал в Россию. Он утверждает: "Были явные сигналы, что мне лучше уехать из Литвы, поэтому долго не ждал, собрал вещи и уехал". В сегодняшней Литве многие люди отошли от пропаганды Витаутаса Ландсбергиса и его сторонников. Сейчас есть понимание того, что Юозас Ермалавичюс и его соратники были правы.
Профессор Юозас Ермалавичюс поделился с Baltnews.lt своим видением современной обстановки в Литве.
– Г-н Ермалавичюс, на ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается Литва сегодня?
– На данный момент самый острый вопрос – это сохранение Литвы. Ведь менее чем за 30 лет независимости из страны уехало около полтора миллиона человек. Уехали не просто так; это реакция на массовое обнищание народа и на повсеместное ущемление прав человека. Многие люди не хотели уезжать, но были вынуждены это сделать.
Вторая по важности проблема – это милитаризм и разжигание военной истерии. Членство Литвы в НАТО отрицательно влияет на литовскую экономику и социальный сектор. На военные нужды Альянса уходит значительная часть бюджета страны. В то же время пенсии и социальные пособия чрезвычайно малы, а библиотеки и дома культуры в провинциях закрываются. При этом Литва – довольно дорогая для жизни страна, цены на продукты питания и одежду явно выше цен в соседних Польше, Белоруссии, России. Даже в Латвии цены на некоторые продукты ниже на 10-20%.
Тем не менее население убывает не только из Литвы, но и в других постсоветских странах – Латвии, Эстонии, Грузии, Украины. Массовая эмиграция на Запад – это трагедия. Нужно признать, что это связано с разрушением границ Советского Союза.
Что же касается свободы слова, то скажем открыто – в Литве осталась только имитация свободы слова. Преследование Алгирдаса Палецкиса, Повиласа Масилениса и многих других людей, которых таскают по судам за то, что они просто выражали свое мнение, – грубое ущемление свободы человека.
– А есть ли какие-то положительные изменения в Литве?
– Все-таки люди продолжают бороться за права человека, выражают свою гражданскую позицию, выступают за мир и дружбу народов. Есть немало тех, кто делает полезное дело, например, развивает сельское хозяйство, продвигает разные культурные инициативы, проводит интересные выставки в сфере искусства. В народе все чаще говорят о нейтральном статусе Литве и о необходимости поддерживать мирные отношений с соседними странами. Хочу еще раз подчеркнуть: "Я за сохранение Литвы!".
– В современной Литве остро стоит вопрос исторической памяти. В Литве открыто прославляют нацистских преступников, при этом сносят памятники антифашистам, прогрессивным писателям, советским воинам, которые освободили Литву от фашистских оккупантов. Кроме того, запрещают разные книги, проводят обыски у журналистов и правозащитников. Что вы думаете об этом?
– Такие процессы естественны, поскольку к власти пришли те, кто опираются на идеи русофобии и антисоветизма. Историческая правда им стоит как кость в горле.
Один из ярких примеров: два года назад, в начале марта 2017 года, в Литве была выпущена книга Галины Сапожниковой "Кто кого предал". В книге описана история Литвы в 1990–1991 годах. Там же собраны и интервью со свидетелями процесса выхода Литвы из Советского Союза.
Через несколько дней после издания книги на литовском языке были проведены обыски в издательстве "Политика" и в квартире издателя Повиласа Масилениса. Почти весь тираж книг был конфискован и вывезен на хранение в склад спецслужб. Заведено уголовное дело, которое передали в суд. Только сейчас судебный процесс подходит к концу. 79-летний издатель и журналист Масиленис обвиняется в том, что он якобы отрицал советскую агрессию. Знаю, что в Литве проводились конфискации и других книг. О какой демократии тогда можно говорить?
В 2013 году в центре Вильнюса снесли памятник писателю, офицеру 16-й Литовской дивизии Людасу Гире. Ранее снесли памятник прогрессивному поэту Витаутасу Монтвилу, который в 1941 году погиб от рук немецких фашистов. А фашистские шествия, например, традиционный летний марш "По тропам Зеленого Дьявола", указывает на возрождение неофашизма в Литве, что, кстати, напоминает события 2014-го года на Украине.
Замечу, что в Литве все-таки есть группы антифашистов и разные представители прогрессивной интеллигенции, которые занимаются развитием исторической памяти Литвы.
– Какие перспективы развития вы видите для левых прогрессивных сил в мире и отдельно в Литве?
– Я рад, что социал-коммунистические идеи в Литве не забыты. Левые силы проводят разные акции и конференции. В октябре 2018 года отмечалось 100-летие литовской Компартии, а в декабре – 100-летие создания Советской власти в Литве. Тем не менее левые активисты сталкивается с постоянными преследованиями и жестким давлением со стороны литовских спецслужб. То, что сейчас происходит, напоминает времена, когда Литвой управлял антидемократичный режим Сметоны. Нужно посмотреть на корни этих процессов: почему сложилось такая сложная ситуация?
Развал Советского Союза, который окончательно произошел в 1991 году, и вообще разрушение всего социалистического лагеря были очень трагическими событиями. Первые признаки новейшего передела мира появились еще в 1970-е годы во время очередного обострения общего кризиса капитализма. С 1974-го года Конгресс Соединенных Штатов Америки стал систематически принимать провокационные документы о "советской оккупации" Прибалтики. На основе столь лживой выдумки международному сообществу навязывалась бредовая идея о пересмотре итогов Второй мировой войны. Вслед за этим в 1988 году в прибалтийских республиках появились националистические движения, которые объявили своей целью разрушение СССР.
Эти движение действовали под руководством антикоммунистических центров США и представляли собой "пятую колонну" империализма внутри Советской страны. Пересмотр итогов Второй мировой войны представляет собой авантюристическую попытку повернуть вспять мировой исторический процесс.
Важен анализ событий: страны, где утвердилась социалистическая система, или у власти находятся лидеры левого прогрессивного направление, – это Китай, Вьетнам, Уругвай, Мексика, Боливия, Никарагуа, Куба и еще целый ряд других стран. Они добились хороших экономических результатов, сделали огромный скачок в социальной сфере и просвещении. А что было бы, если бы в этих странах победила бы другая сторона конфликта в лице кланов финансовой олигархии и западных транснациональных корпораций? Вряд ли бы кто не согласился с тем, что в таком случае это были бы нищие страны, типичные колонии.
Перспективы левых прогрессивных сил я оцениваю положительно: даже в тех странах, где нет социалистической системы управления, левые силы имеет очень крепкие позиции. Например, во Франции, Греции, Италии, Испании, Чехии, Словакии, а также в разных странах Азии и Латинской Америки. Не сомневаюсь, что и в Литве придет время, когда победят левые прогрессивные силы. Конечно, это изменит ситуацию в Литве в лучшую сторону, даст возможности для восстановления экономической стабильности, остановит разжигание дикой русофобии, приведет к хорошим отношениям с соседними странами. То есть это будет переход от провокационной системы литовской "антиполитики" к системе стабильного управления страной.
– Спасибо вам за интересную беседу!