Портал Baltnews.lt обсудил ситуацию с Вячеславом Титовым.
– Г-н Титов, в своем открытом заявлении Вы говорите о несправедливости и нарушении конституционных прав жителей Клайпеды. Чьи права и как нарушаются?
– Налицо яркий пример, который разгорелся вокруг меня, когда я поставил под сомнение, стоит ли увековечивать память "лесного брата" и пособника нацистов Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Когда за один только вопрос депутата городского совета начали процедуру импичмента, прокуратура провела досудебное расследование и обыски. Я должен отметить, что это не первый инцидент, когда в нашей стране преследуются люди за выражение своего мнения и гражданской позиции.
Не так давно, меньше года назад, состоялся суд против литовских деятелей Олега Титоренко и Гедрюса Грабаускаса за то, что они вышли к американскому посольству в Вильнюсе с пикетами против размещения войск НАТО в Литве. Они защищали Конституцию республики, поскольку в ней запрещено размещение военных баз иностранных государств. Кому-то это не понравилось, на активистов спустили всех собак, провели обыски, прокуратура начала в отношении них свою работу. Им выставили обвинения, теперь тот же Олег Титоренко должен ходить и отмечаться, что он никуда не уехал.
За этот срок я получил много информации о деятельности нашей прокуратуры, много несогласных с тем, что данная структура перегибает палку – при обысках и деньги удерживаются и не возвращаются, примеров таких инцидентов много.
– Вы также заявили о том, что в целом в социальной, экономической и прочих сферах Клайпеды существует множество неразрешенных проблем. О чем здесь идет речь?
– Говорить о том, что в Клайпеде все замечательно, не приходится. Да, что-то делается, но, к сожалению, есть много недоработок в нашем городе: власти в погоне за еврофондами забывают о простых гражданах, о том, что им нужно. А им нужно нормально жить, работать, воспитывать детей, но, к сожалению, самоуправление и правительство не особо думают о создании рабочих мест. Все брошено на самотек, считается, что придут какие-то волшебные инвесторы, создадут рабочие места. Отчасти кто-то приходит, но главную ответственность должно нести государство в лице правительства и самоуправления, Клайпедского в частности. На сегодняшний день я не могу констатировать, что в этой сфере есть проработки. Работа самоуправления сводится к собиранию налогов и расходованию бюджетных средств.
– Зачастую степень благополучия и развитости города напрямую связана со сферой строительства. Как в этой части обстоит ситуация в Клайпеде?
– На счет строительства – если используются европейские фонды, то строительство действительно ведется, на счет этого ничего не могу сказать. Была построена спортивная арена, открылся бассейн, но я не согласен с тем фактом, что при использовании государственных средств Евросоюза объекты отдаются в концессию: каким-то своим частным лицам, чтобы они администрировали, зарабатывали на них.
В чем заключается несправедливость: налогоплательщики, можно сказать, построили этот объект, а использует и получает доход с него какое-то частное лицо. Я выступал против этого, поскольку если государство или самоуправление построило объект, то он должен остаться в государственных руках, чтобы самоуправления могли, в том числе, влиять не цены, сделав их доступными для населения.
– В своем обращении Вы упоминаете строительство глубоководного порта в морских районах Клайпеды. Чем данный проект нарушает права горожан и как он связан с принятым в первом полугодии новым стратегическим планом развития города?
– В Клайпеде планируется строительство глубоководного порта – в город приехал премьер-министр Саулюс Сквернялис и продавил этот проект.
В этом году был принят стратегический план развития года до 2030 года, который назвали "Голубой прорыв". Он обещает, что в город придут технологии, численность населения в Клайпеде увеличится. За счет чего численность населения должна увеличиться на 30 тысяч человек – за счет мигрантов или еще чего – не уточняется. О естественном приросте населения, о рождаемости, никто и не говорил. Постановили также узаконить статус английского языка наравне с литовским для того, чтобы документы в самоуправление можно было подавать и на английском, и на литовском. Когда я спросил о том, а как же русский язык – мы этот вопрос десятый год поднимаем, чтобы он в Клайпеде имел такие же права – мне ответили, что в рабочей группе никто это и не обсуждал. Сказали о том, что, возможно, в будущем этот вопрос рассмотрят.
Главной целью "Голубого прорыва" было узаконивание строительства глубоководного порта. За две недели буквально красной линией была очерчена та зона, которая должна принадлежать глубоководному порту. Она прошла, в том числе, и по жилым районам, в Мельнераге, например, люди из которых даже и не знают о том, что их уже очертили, и в 2030 году они будут присоединены к этому порту. В этих местах планируется строительство складов, инвестиции туда, естественно, не придут и модернизация зданий остановится. Весьма вероятно, что и цена на это жилье может упасть вниз.
В первую очередь пройдутся по жителям морских районов, которых придется выселять из домов. Люди там и кредиты взяли, но они живут в такой обстановке: кому-то захотелось построить глубоководный порт, и решение принято, судьба людей не волнует.
Опять же, неизвестно, будет ли его строить государство, или придет какое-то частное лицо из-за океана, которое проинвестирует проект и будет получать от него прибыль. Из-за этого должны страдать клайпедчане.
Когда я поинтересовался, а сколько рабочих мест будет построено в рамках строительства этого порта, то увидел по реакции людей, что это вопрос никто не обсуждал. Это говорит о многом. Многие жители города возмущены таким положением дел.
– Возвращаясь к теме создания нового объединения "Титов и справедливость": кто войдет в этот комитет, и почему партия "Союз русских Литвы" приняла решение о его создании?
– Идея создать такое объединение появилась давно. Мы приняли решение поменять избирательную стратегию, такая инициатива появилась, в том числе, потому что мы не только защищаем русскоязычное население, но и остальное литовское общество. Мы переживаем за наш город, видим социальную несправедливость и решили на этом фоне идти в городской совет.
Вкупе с сегодняшними событиями против моей деятельности, на фоне увековечивания памяти пособникам нацистов, было принято решение клайпедским отделением выбрать такое название – "Титов и справедливость". Мы призвали всех неравнодушных жителей присоединиться к комитету, пригласили и "Русский Альянс". Может быть предложено любое другое подходящее название. В случае, если партия согласится на наше предложение, мы не будем настаивать на этом названии.
Если комитет пойдет по пути объединения с "Русским Альянсом", то мы будем садиться за стол переговоров, и на общем собрании будет проводиться голосование за тех, кто попадет в его список и пойдет баллотироваться от комитета.
– Источник Baltnews.lt сообщил, что в комитет точно войдет бывший депутат Клайпедского горсовета от "Союза русских Литвы" Елизавета Даугининкене, которая хочет просто воспользоваться Вашим политическим капиталом для того, чтобы вернуться во власть. Действительно ли она станет членом комитета, и в чем ее основная цель?
– Здесь нужно ее спрашивать, что зачем и для чего. С моей стороны было сделано предложение объединиться. Я пригласил ее поучаствовать в этом комитете, но на сегодняшний день она отказалась. Елизавета считает, что может быть создан отдельный комитет, поскольку не совсем она согласна с названием и самой концепцией. Хочет она присоединиться или не хочет – вопрос нужно адресовать ей.
– Для чего Вы предлагали Даугининкене присоединиться к объединению, если она не согласна с Вашим высказыванием касаемо пособника нацистов Адольфаса Ванагаса и не всегда в целом согласна с вашей риторикой. Выходит, что она изначально отрицает и подрывает саму идею создания комитета?
– Она долгое время работала в автобусном парке Клайпеды, возглавляла его, была депутатом горсовета в течение многих лет. Возможно, она просто освоила некие политические игры.
Мы хотим объединить усилия, и пока неизвестно, будет ли она участвовать. На сегодняшний день она отказалась и запланировала создание собственного комитета. Время подумать еще в любом случае есть.
– Не произойдет ли раскол между избирателями при создании отдельной политической силы? Есть ли риск, что представители "русских" партий не смогут никуда пройти, поскольку голоса разделятся, и ни одна партия или объединение не наберет необходимое количество голосов?
– Как и любая партия или комитет, которая участвует в выборах, она, естественно, раскалывает голоса избирателей. Это демократическая система: раскалывать электорат и властвовать непосредственно в разных группах.
Каждый комитет забирает себе часть голосов. Наше объединение рассчитывает не только на голоса русского избирателя, но и литовского: поэтому было принято решение не использовать в названии слово "русский" и так далее. Мы считаем, что мы должны объединить наши усилия, они не должны раскалывать клайпедчанина прежде всего. Наш общий дом – Клайпеда, и мы должны выстраивать совместную политику.
Хотелось бы, конечно, идти одним блоком, поэтому мы и предложили "Русскому альянсу" объединиться, сесть за стол переговоров, идти вместе под одним названием, которое мы можем совместно выбрать, и не раскалывать таким образом электорат.
Но на сегодняшний день я получил сигнал, что со стороны "Русского альянса" никто не хочет в этом отношении что-либо делать. И по причине своих личных амбиций, и по причине того, что эта партия является очень удобной действующей номенклатуре. Они закрыли в нашем городе две русские школы – по этому делу они выступали как прокуроры, а я как адвокат. Такое отсутствие каких-либо принципов в некоторых вопросах очень выгодно определенным политическим деятелям Клайпеды, которые находятся у власти. В вопросе увековечивания памяти Ванагасу партия ушла в сторону: никак не прокомментировала это, не выразила никакой политической оценки и позиции по этому вопросу.
Я готов к политической борьбе, дискредитация политической деятельности всегда была и будет, это неоднократно было и продолжается со мной и сейчас. Будем двигаться дальше в намеченном стратегическом направлении, и я призываю всех неравнодушных людей объединиться, прийти к нам в комитет и поддержать.
Сейчас как никогда нужна помощь клайпедчанина, очень много сил сегодня заинтересовано в том, чтобы не допустить и меня в городской совет, возможно, будут предприняты и законодательные попытки, палки в колеса точно будут вставлять. Многие силы, которые против нас борются, только спят и видят, чтобы люди ко мне негативно относились за мои высказывания. Я думаю, это только фантазии, люди на выборах 3 марта должны будут дать свою оценку происходящего. Думаю, правящее большинство будет шокировано этим результатом.