Предыстория
Но иногда изобретаются и новые, так сказать, "нетрадиционные" меры воздействия. Например, кампания по оказанию давления на известного литовского политика Миндаугаса Бастиса. Он лично прочувствовал на себе "рай демократии" в Литве. Увидел, какие грязные методы применяют спецслужбы.
16 сентября Бастис участвовал в выборах члена Сейма в округе Занавикай (в основном это район Шакей и еще небольшие территории районов Каунаса и Вилкавишкис).
Политик прошел во второй тур выборов, который состоится 30 сентября. Его конкурентом будет представительница консерваторов-лансбергистов Ирена Хассе.
А теперь расскажу об истории, в которую спецслужбы и крайне правые политические силы втянули члена Сейма Миндаугаса Бастиса.
В начале 2017 года началась громкая кампания клеветы. Сначала крайне правые силы, опираясь на документы Департамента государственной безопасности (ДГБ), назвали Бастиса "предателям", "агентом Кремля" и прочими подобными эпитетами. Затем началась процедура импичмента в его отношении. Все обвинения основывались на его общении с несколькими людьми.
Кто же эти "очень плохие" люди? Может, какие-то убийцы или торговцы наркотиками? Нет. Это российский журналист Эрнест Мацкявичюс, профессор Евгений Костин, бизнесмен Владимир Воейко, и другой, более известный бизнесмен Сатурнас Дубининкас.
"Бастис действовал против интересов Литвы", "его действия направлены против конституционных основ Литовской Республики". Такие громкие фразы были в выводах ДГБ. Процедура импичмента весной 2018 года для спецслужб закончилась печально: Миндаугас Бастис праздновал победу. За импичмент против него проголосовали недостаточно членов Сейма. Но крайне правые силы начали большую шумиху, и тогда Бастис сам отдал мандат депутата.
Интервью
53-летний Миндаугас Бастис работал в Сейме Литвы с 2000 по 2004 год и с 2008 по 2018 год. Политик открыто говорил, что Литве надо быть мостом между Западом и Востоком. По другим вопросам также имел твердую позицию, не был "карманным" политиком, серым карьеристом или фанатиком натовских идей.
Я встретился с Бастисом, и вот такое у нас получилось интервью:
– Г-н Бастис, вы довольны результатами выборов в первом туре?
– Я ценю поддержку избирателей. Результаты первого тура довольно хорошие. Cчитаю, что люди поддержали меня. Отмечу, что некоторые опытные конкуренты, один из них даже министр, не попали во второй тур. Мне было важно проверить – имею ли я поддержку избирателей. Это очень важно, моя позиция такая – быть в активной политике до тех пор, пока люди реально высказываются за мои идеи. Конечно, я всегда много общаюсь, стараюсь помочь решить разные проблемы. Думаю, что именно эта живая связь с людьми и помогла мне в первом туре выборов.
– Против вас применили новую форму преследования: не выдвинули обвинений в уголовном деле, не завели даже административного дела, но спецслужбы просто несли в Сейм свои документы, где нет фактов каких-то преступлений, а только оперативные данные о том, что вы общались с какими-то "опасными людьми". Из-за этого против вас начали процедуру импичмента. Как вы считаете, напоминает ли это гестаповские методы? В Литве вводится цензура на общение?
– Да, тут вообще какая-то фантасмагория. Это абсурдные обвинения, которые основаны не на фактах, а на каких-то предположениях. Я обратился в прокуратуру, чтобы мне конкретно ответили, может, эти люди, с которыми я общался, – какие-то убийцы или торговцы наркотиками. И получил ответ, что в отношении этих людей не проводятся никакие досудебные расследования, этих людей нет в базе поиска Интерпола. Но спецслужбы и дальше распространяли всякие "черные сказки" обо мне, по телевизионным каналам и в прессе появлялись всякие клеветнические репортажи и статьи. Тут надо подчеркнуть, что это просто обвинения без фактов, без всякой доказательной базы. Я общался с профессором Костиным. Мы говорили на разные темы, но получается, что нам уже хотят запретить простое общение с людьми? Это переходит все границы. Применяется базарная методика давления на политических оппонентов.
– Недавно представители партии Литвы подписали соглашение, что для военной сферы будет выделяться уже 2,5% ВВП. Только председатель партии социал-демократов Гинтаутас Палуцкас выступил против. Вы за какой вариант?
– Я против увеличения военного бюджета. Поясню почему: ситуация такая, что с 2020 года Евросоюз в основном прекращает финансовую помощь для Литвы. А с 2022 года уже будет прекращение помощи из ЕС по проектам некоторых долгосрочных программ. Могут возникнуть проблемы, что будет не хватать средств на элементарные социальные нужды, на то же просвещение.
Поскольку нормального резерва в бюджете страны нет, в Литве постоянно очень большие суммы из бюджета выделялись на военную сферу, так же и на привилегии. Литва – одна из немногих стран в Европе, где существует такая система широких привилегий для определенных групп людей: это и постоянные покупки дорогих автомобилей для разных инстанций власти, это практика выплат больших премий в разных государственных структурах и на предприятиях, которые принадлежат самоуправлениям.
Мне это напоминают ситуацию с человеком, который получил зарплату и начинает каждый день покупать торты, а затем видит, что ему уже не хватает на хлеб. Вообще для Литвы важно больше продвигать мирные идеи, а не вести поиск врагов и раздувать военную истерию. Посмотрите на прогрессивные примеры: такие страны, как Финляндия, Чехия, Словакия постоянно ищут диалог с разными странами Запада и Востока, а не занимаются поисками врагов. И результаты видны, это довольно стабильные страны.
– В современной Литве возникают острые вопросы, связанные с исторической памятью. Вот все больше людей требуют снести памятники таким "героям", как Йонас Норейка, Юозас Крикштапонис и другим. Также много людей выражают протесты против прославления Адолфаса Раманаускаса-Ванагаса, поскольку есть важные данные о его участии в Холокосте и других преступлениях. Крайне правые силы и спецслужбы же преследует политика Вячеслава Титова за то, что он выразил свое мнение о Ванагасе. Масло в огонь подливают консерваторы, член Сейма Лауринас Касчюнас занимается такими провокациями. Он старается продвинуть законопроекты по сносу памятников нашим литературным классикам. Это касается исторической памяти таких личностей, как Саломея Нерис, Пятрас Цвирка, Антанас Венцлова, Людас Гира, Юлюс Янонис, Витаутас Монтвила и еще нескольких прогрессивных писателей, поэтов и журналистов. Как можно решить эти проблемы?
– Это актуальная тема. Я смотрю на это через призму нормального человеческого подхода. Ведь этим должны заниматься специалисты, знаю, что историки и разные исследователи имеют документы об участии в преступлениях таких сейчас "прославленных" людей. Когда специалисты имеют такие доказательства, то и надо решать такие вопросы ясно и своевременно. Но тогда начинают вмешиваться политики. Они часто защищают память о разных сомнительных людях. Кроме того, такие политики, как Касчюнас, вообще занимаются варварскими спекуляциями. Ведь наши литературные классики – Саломея Нерис, Пятрас Цвирка, Антанас Венцлова и другие – это были мирные творческие люди. Они никого не грабили, не убивали, а писали, были авторами замечательных романов, рассказов, сборников стихов. А вот Витаутас Монтвила – это вообще жертва фашистов, погибший во время волны летних репрессий 1941 года в одном из каунасских фортов. Думаю, что цинично вести грязные спекуляции о том, что надо уничтожать объекты исторической памяти, связанные с такими людьми.