Министерство иностранных дел Литвы выступило за прекращение чествования пособника нацистов Йонаса Норейки. Глава ведомства Линас Линкявичюс призвал госведомства республики снять мемориальную доску, посвященную Норейке, пишет "Литовский курьер".
Линкявичюс отметил, что честная оценка исторических событий поможет предотвратить пропаганду "враждебных сил, которые очерняют память борцов за свободу Литвы". Напомним, что мемориальная доска в память о "героизме" пособника нацистов установлена на стене Библиотеки Академии наук Литвы.
"Мы не должны помогать пропагандистам. Мы должны реагировать принципиально, поскольку обнаружены неоспоримые факты ненадлежащего поведения отдельных людей и их сотрудничества с нацистами", – прокомментировал министр агентству BNS.
Глава МИД рассказал, что жизнь Норейки "была разной", однако есть доказательства его причастности к массовым убийствам, поэтому необходимо прекратить чествовать пособника нацистов:
"Он сидел и в концлагере, боролся за Литву. Но также перед глазами у меня есть копии документов, которые свидетельствуют о его сотрудничестве с нацистами в формировании еврейских гетто и присвоении еврейского имущества".
"Мэрия, Академия наук, Библиотека им. Врублевских не должны перекладывать ответственность на плечи друг друга, а предпринять меры, чтобы этих табличек там не осталось. Здесь мы должны не колебаться", – заявил глава МИД.
Ранее героизм Норейки был распространенным мифом в Литве. Правда получила огласку благодаря внучке офицера и пособника нацистов, Сильвии Фоти, которая совместно со специалистом по Холокосту Симоном Довидавичусом провела расследование. Историей заинтересовалось и американское издание The New York Times, которое осудило подход литовцев к оценке деятельности Норейки.
Хронология
О том, что Йонас Норейка был связан с массовыми убийствами евреев, Сильвия Фоти узнала только в 2000 году, приехав со своим братом в гимназию, названную в честь ее деда в Шяуляе. Их встретил директор учебного заведения:
"Я спросила его: "Как вы решили назвать школу в честь нашего дедушки?". Поглаживая подбородок, он ответил, что решение было принято в связи с тем, что было желание выбрать новое имя вместо российского, которое было ранее: "Ваш дедушка появился немедленно". Затем он отодвинул нас в сторону, чтобы другие не услышали, и добавил, что у него было много проблем из-за имени дедушки, поскольку он обвинялся в убийстве евреев".
Известие стало для внуков настоящим шоком.
Когда Фоти вернулась в Чикаго, она нашла брошюру под названием "Подними голову, литовец!", в которой содержалась "напыщенная речь против евреев". Фоти утверждает, что автором речи был ее дедушка: "Мои руки затряслись. Я не хотела иметь дедушку, который был автором этой брошюры".
Спустя 13 лет Фоти решила продолжить расследование. В результате она выяснила, что Норейка лично санкционировал убийства более десяти тысяч литовских евреев.
Известие о том, что ее дедушка не национальный герой, а убийца и нацистский пособник, стало неприятным сюрпризом как для самой Фоти, так и для многих литовцев. Однако, как отмечает The New York Times, шокировало жителей республики не то, кем был Норейка, а то, что Сильвия заявила об этом во всеуслышание:
"Мы все слышали о том, что делал Норейка во время войны. Несомненно, он выбрал неверный путь. Но его внучка должна была хранить молчание. У каждой семьи есть свои нелицеприятные тайны, но о них не принято говорить. Лучше промолчать", – прокомментировала новость учительница и библиотекарь начальной школы имени Норейки Йоланда Тамосиуниене.
В 2015 году группа общественных деятелей Литвы подписала петицию с требованием снять табличку с именем Йонаса Норейки с вильнюсской библиотеки. Тогда Центр исследований геноцида и сопротивления Литвы заявил, что за действиями литовцев стоят "восточные соседи", то есть Россия. И только после появления в газете The New York Times материалов о пособнике нацистов с осуждением действий Литвы в республике начало что-то меняться по этому вопросу. Руководство страны вдруг переменилось в своей позиции.
Напомним, что сейчас в республике развернут процесс по импичменту депутату партии "Союз русских Литвы" Вячеславу Титову, который открыто поставил под сомнения героизм "лесного брата" Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса.
Президент республики Даля Грибаускайте же, говоря об этом партизанском движении и самом Ванагасе, заявляла ранее, что "будет делать все, чтобы Литву не дискредитировали, и чтобы эти люди остались в нашей памяти, сердцах и уважаемыми".
Движение "лесные братья" убило более 25 тысяч мирных жителей Литвы.
Норейка
Литовец Йонас Норейка родился 8 октября 1910 года, входил в "Литовский фронт активистов", который боролся против советской власти и поддерживал нацистов. Согласно воспоминаниям военного соратника Норейки Альгирдаса Пакальнишкиса, Генерал Ветра разрешил местному населению грабить еврейские дома:
"В ночь с 12 на 13 июля, то есть через три недели после начала войны, были убиты все евреи Плунге, дети, женщины и старики. Перед этим они были закрыты в синагоге, откуда их выводили в лес и расстреливали. Комендантом был Норейка, капитан. Он и другие литовские офицеры мобилизовали молодых мужчин волости, вооружили их. Из немецкой армии здесь находились только два солдатика, один из них явился в комендатуру и, дрожа от волнения, спросил у коменданта, что они собираются делать с запертыми в молельном храме. "Я отдал приказ расстрелять всех до одного" – жестко ответил Норейка".
В 1941 году в городе Жагаре было создано гетто, куда по приказу Норейки согнали всех евреев близлежащих районов. Спустя некоторое время гетто было уничтожено. Военный соратник Норейки Альгирдас Пакальнишкис отмечал, что по приказу Генерала Ветра только в июле 1941 года были убиты 1 800 евреев. Норейка написал брошюру "Подними голову, литовец!", в которой, по словам его внучки Сильвии Фоти, была "напыщенная речь против евреев".
В 1947 году Норейка был расстрелян по приговору советского военного трибунала.