Тяжелое похмелье: Украина – Украиной, но Литва обязана думать о своих жителях

© РИА Новости/Евгений Одиноков

От неумных решений правительства Литвы снова страдают простые граждане. Руководство страны стремится минимизировать зависимость от российских энергоносителей, не понимая, к каким катастрофическим последствиям это приведет.

Реактивный рост цен на автомобильное топливо с полутора евро до практически двух за литр привел жителей небогатой Литвы к предынфарктному состоянию.

Каждому понятно, что следом подорожают продукты, товары, услуги, содержание жилья, отопление индивидуальных и многоквартирных домов, проезд в общественном транспорте, медицина. Одним словом, все. Наиболее предусмотрительные уже отзывают резервации летних поездок к теплым морям, пока "деньги у туроператоров на закончились".

Президент страны Гитанас Науседа обратился к депутатам парламента с призывом "помочь людям амортизировать инфляцию и связанный с нею рост цен". Что в ответ заявили лидеры парламентских фракций? Если стоите – сядьте.

Цитируем: "Глаза должны привыкнуть к темноте. Что можно прогнозировать, если ничего нельзя прогнозировать? Осмотримся. Получим выводы экспертов. Только потом перейдем к решениям". Следовательно, минимум до мая ждать снижения НДС, других налогов, специальных антикризисных выплат не имеет смысла.

Консерватор Паулюс Саударгас, вице-спикер Сейма по должности, но пустомеля по сути, твердо отстаивает интересы партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы": в первую очередь следует защитить Украину, затем уж заботиться о собственной стране. Такова точка зрения парламентского большинства.

Какие планы вынашивает оппозиция, представленная левоцентристскими партиями, на момент начала весенней сессии сказать непросто. Фракции этого крыла разобщены, идет мешающая делу грызня за позицию лидера. Тем не менее в кулуарах Сейма активно говорят об идеальной возможности перехватить у оппонентов влияние и рейтинги.

Крупный и средний бизнес дрейфует влево, пытаясь решить для себя, можно ли в перспективе рассчитывать на сотрудничество с Россией, Китаем и Белоруссией? О позиции олигархического капитала пока новостей нет, однако не думать над вопросом воротилы не могут, утверждает экономист Индре Пикчене.

По ее словам, экономика пострадает сильно. Основной удар придется на энергетику и смежные отрасли, например, на предприятия по созданию модулей солнечных батарей, производителей биотоплива (сократятся или прекратятся поставки древесины и ее отходов из РФ и РБ), строительные компании: дефицит цемента, столярных изделий, древесностружечных и волокнистых плит скажется на темпах и качестве выполняемых работ.

Отсюда можно перекинуть мостик на рынок недвижимости. Его бурный осенний рост 2021 года завершился стагнацией. Шарунас Тарутис из ведущей в республике компании по продаже недвижимости Citus официально смотрит в будущее с оптимизмом, но в приватных беседах от него дистанцируется: нехватка квалифицированных рабочих рук в строительстве основательно ударит по сегменту.

"Первичный рынок замрет, вторичный, представленный квартирами и зданиями 60-90-х годов ХХ века, получит вторую жизнь. Цены вырастут", – предполагает торговец.

Страна свалится в пике

От показательных мелочей перейдем к очень серьезным темам.

"В долгосрочной перспективе зарубежные инвесторы постараются обходить Литву, зажатую между Белоруссией и Россией. Уже сегодня европейские предприниматели нашу страну рассматривают как территорию повышенных рисков", – утверждает профессор Римантас Рудзгис, авторитетнейший экономист, привыкший заниматься делом, а не мелькать на телеэкранах ради прироста популярности.

Украина – Украиной, но Литва обязана думать о своих жителях. Это главный для профессора лозунг дня: "Если военная спецоперация РФ завершится через две недели (отсчитывая от 10 марта. То есть, до 27 числа), литовский бизнес в России сохранится. Если затянется, наши предприятия умрут, несмотря на географическую близость двух стран и отсутствие языкового барьера. Это печально".

Трагические нотки в его речах объяснимы: как и Россия, Украина – тоже серьезный игрок на рынках природных ископаемых, продовольствия, транспортной логистики. При этом богатству славянских недр в Европе нет альтернативы. Ее отсутствие не мешает провинциальному прожектерству.

Например, еврокомиссар от Литвы Виргиниюс Синкявичюс высказался в том духе, что без нефти и газа из РФ Литва выкрутится, но без электроэнергии – пропадет. Вернейший способ спастись – как можно быстрее выйти из энергокольца БРЭЛЛ и стать частью энергетической Европы.

Впрочем, в заявлении представителя Еврокомиссии совершенно нет обоснованных расчетов, поэтому к нему можно отнестись как к дежурной чепухе.

"Надо быстро отказаться от поставок газа, но перед этим обеспечить стабильность электроэнергетики". Есть надежда, что 50 млрд кубометров ЕС будет получать из США, Катара, 10 млрд – из Азербайджана, Алжира, Норвегии и 10 млрд – из "каких-то других стран".

Итого 70 млрд кубов вместо 155 млрд, поставляемых "Газпромом" в данный момент, или меньше ½. Извращение, а не обоснованный расчет.

К 1 октября Европейская Комиссия рекомендует заполнить газохранилища на 90%. "Но о деньгах пока разговора нет", – признается Синкявичюс. Классики всегда утверждали, что формула "деньги – товар – деньги" работает только так и никак иначе. "Парниша, не учите меня жить", – непременно сказала бы молодому литовцу Эллочка-людоедка из романа "12 стульев", надумай Синкявичюс вешать ей такую лапшу.

Петля или гильотина?

Гражина Жилинскайте из сетевого издания Lrytas.lt попросила вице-спикера Сейма Паулюса Саударгаса высказать собственную точку зрения на готовность отказаться от российских поставок. Ответ депутата изумил. Во-первых, оказывается, официальный Вильнюс зависит от них много меньше, чем остальная Европа. 

Во-вторых, парламентарии призывают правительство "включить вторую и даже третью скорости, чтобы откорректировать планы по выходу из БРЭЛЛ и синхронизации национальных сетей с электросетями Европы". В-третьих – призывать партнеров по региону следовать примеру Литвы, который "нестандартен, смел и очень опасен для России".

Примитивная стратегия правящей партии консерваторов вполне в состоянии довести государство до ручки. Президент тоже хочет вывести Литву из БРЭЛЛ, но опасается, что первый ход сделает Москва и придется жить в условиях "режима экономии, но не при лучине".

К слову, Минэнерго РФ не давало поводов так думать, но в литовских головах засилье антироссийских тараканов мешает это понять. Отсюда соответствующие допущения и выводы, основанные не на фактах, а на домыслах.

Команда президентуры надеется на активную поддержку сильных европейских стран, но пока не обсчитала их возможностей. Можно добавить: не худо бы понимать и желание партнеров, вдруг оно отсутствует?

Еще лучше – вовсе не поднимать тему БРЭЛЛ, как это делают соседние Рига и Таллин, понимая, что не время бесповоротно рвать электронити.

Вероятно, литовский бизнес тоже не в восторге от предложенного Науседой выбора, если Литву выбросят из "кольца": ток – или предприятиям, или жителям. Это все равно, что предлагать на выбор петлю или гильотину.

Испугавшись возможного массового недовольства, министр энергетики Дайнюс Крейвис попробовал погасить тлеющий костер. Мол, коммерческие потоки из РФ сокращены до технического минимума, местные генерации запущены на полную мощь: "Технически необоснованных решений не будет. Свет и тепло домам жителей Литвы гарантирую".

Сколько раз литовцы слышали эти обещания лечь под паровоз, если дело пойдет вразрез с гарантиями. Но ни разу никого не переехали, хотя самые страшные клятвы нарушались походя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.