Хроники транспортного коллапса: Литва все еще не пускает большегрузы

© Sputnik/ Виктор Толочко

В определенные дни очередь из большегрузов между Белоруссией и Литвой достигала нескольких тысяч. Товары простаивали на границе неделями.

В середине февраля на литовско-белорусской границе растянулась многотысячная очередь из грузовых машин. Тягачи стоят перед пропускными пунктами уже неделями. К 17 февраля ситуация принципиально не поменялась – госпогранкомитет Белоруссии отчитался, что в Литву проследовало только 63% большегрузов от установленной нормы. Похоже, что ситуация не изменится и в ближайшие дни или даже недели.

Транспортные компании пытались решить проблему с помощью обходных маршрутов через Польшу и Латвию, однако там тоже возникли большие очереди. 9 февраля на польско-белорусской границе скопилось около 1,5 тысяч фур, а на латвийско-белорусской – 2,4 тысячи.

Очевидно, что эти погранпункты не рассчитаны на такой наплыв транспорта, который пытается обойти Литву, где почти все остановилось. Власти этих стран могли бы предпринять какие-нибудь меры, чтобы временно увеличить способность таможни пропускать транспорт. Однако до сих пор ничего не происходит.

Стоит отметить, что большая часть грузовиков, которая не может попасть в Литву, направляется с товарами не только туда, но и в Калининградскую область. Путь через Литву считается наикратчайшим маршрутом для доставки грузов с основной территории России в эту область.  

Напакостить соседу

17 февраля калининградские власти уже обратились в МИД Литвы из-за коллапса на границе, однако руководство республики пока молчит. Официальная причина практически остановки пропуска через литовскую таможню – модернизация программно-аппаратного комплекса. Почему таможенники не могли сделать это поэтапно, а Вильнюс уже неделями даже не пытается исправить ситуацию, непонятно.

С вечера 18 февраля по 21 февраля, по данным Белорусского погранкомитета, литовские пограничники пропускали только порожний транспорт. За это время скопилась пробка – около полутора тысяч автомобилей.

По словам белорусского политолога и экономиста Сергея Шиптенко, многое указывает на то, что ситуация создана искусственно, причем бо́льшая доля ответственности за это, очевидно, лежит на стороне Литвы:

"Возможно, есть проблемы в программном обеспечении и нехватке таможенников. Может, это такой способ у литовских госслужащих требовать от начальства большей зарплаты, поэтому они и используют метод итальянской забастовки (исполнение своих обязанностей четко по инструкциям, ни на шаг не выходя за их пределы, что доводит до абсурда и де-факто саботажа работы в реальном времени).

Не исключено, что это инициатива кабинета министров Литвы, в котором уже ранее звучали призывы от консерваторов организовать новые жесткие санкции по отношению к Белоруссии и вообще устроить ей полную блокаду".

"Истинную причину мы узнаем несколько позже, однако можно с уверенностью сказать, что сейчас власти балтийской страны удивительным образом не торопятся что-то сделать с тем коллапсом на границе с Белоруссией. Более того, похожая ситуация происходит и на польско-белорусской границе", – заявил Шиптенко в беседе с Baltnews.

В определенном смысле сбываются мечты белорусских оппозиционеров, констатирует политолог. Они ведь хотели, чтобы их страну изолировали, позабыв, правда, что от этого пострадает бизнес и простые люди. Впрочем, кто больше всего страдает – это еще большой вопрос. Руководство Литвы уже потеряло транзит нефтепродуктов и делает все, чтобы это же произошло с калийными удобрениями, идущими из Белоруссии. Устраивать блокаду автотранспорта на границе, не пуская товары на свою территорию, где их вообще-то ждут потребители – тоже сомнительная выгода.

"Взаимные санкции Белоруссии и Литвы, скорее всего, будут только усиливаться. Минск реагирует на действия Вильнюса зеркально, поэтому если балтийская страна будет и дальше вести такую линию, ничем хорошим для ее экономики это не кончится. Надо понимать, что взаимная торговля – это не только бизнес, но еще и налоговые поступления в бюджет. Чем такие потери будут компенсировать в Литве, непонятно. Доходы бюджета в Белоруссии во многом формируются за счет производственных предприятий, в стране есть множество промышленных объектов. А вот в Литве огромная часть бюджета формируется именно за счет сферы услуг. Для такой экономики закрытие границ с соседями будет крайне болезненным", – подчеркнул политолог.

"Пока не вмешаются другие страны или международные организации ситуация вряд ли изменится. Тут нужно, чтобы за столом переговоров сидели не только представители Литвы и Белоруссии, но и лица, представляющие Евросоюз и Россию. Вот тогда конфронтация может снизиться", – заключил Шиптенко.

Бизнесу придется выкручиваться

Недовольство ситуацией на литовско-белорусской границе все чаще стали проявлять не только компании из Минска или Калининграда, но даже и из Вильнюса. Бизнес предупреждает о банкротстве и не жалеет критики в адрес литовских учреждений. Те в свою очередь объясняют очереди стечением обстоятельств.

Клайпедские предприниматели утверждают, что ситуация катастрофическая. "Наши тягачи не могут вернуться из Белоруссии. Некоторые машины стоят с 3 февраля – по 13 дней стоят, не знаем, придут ли в выходные", – цитируют местные СМИ одного из представителей литовской транспортной компании.

Представитель Таможенного департамента Витас Волунгявичюс как ни в чем не бывало заявляет, что вопрос въезда в Литву зависит от пограничников, якобы это результат ужесточенной проверки из-за нелегальной миграции. При этом усугубляет ситуацию и отголоски миграционного кризиса в регионе.

Крупнейший пункт пропуска Брузги-Кузница польские власти в одностороннем порядке закрыли, поэтому обходных маршрутов для грузовиков, направляющихся в Литву или в Калининградскую область, де-факто теперь еще меньше.

© AFP 2022/ MAXIM GUCHEK
Мигранты в белорусском транспортно-логистическом цетре в "Брузги" недалеко от Гродно, 19 ноября 2021

"Руководство Литвы с 2020 года последовательно старается всячески навредить Белоруссии, поскольку до сих пор не считает ее правительство легитимным. Если есть возможность создать проблемы для экономики своего соседа, Вильнюс обязательно ее использует. Доставить неприятности еще и Калининградской области – это тоже вполне в духе прибалтийской страны, поскольку антироссийская риторика сейчас в Европе на пике.

По сути, Литва убивает "двух зайцев одним выстрелом". Никаких международных норм она не нарушает, а проблемы РФ и Белоруссии де-факто создает. Да, страдает и сам литовский бизнес, но когда это официальный Вильнюс волновало? Литва демонстрировала русофобию даже когда отношения Европы и России были на нормальном уровне", – поделился мнением с Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин.

Руководство Литвы в последние годы сделало многое для того, чтобы приблизить страну к тому, чтобы она превратилась логистический тупик. Вильнюс создавал проблемы для транзита грузов, идущих из России в Европу. Результат – в Ленинградской области появились новые терминалы для перевалки и расширилась приемная мощность портов.

Клайпедская морская гавань уже не так актуальна для российских компаний, экспортирующих свою продукцию в Евросоюз. Активная поддержка "беломайдана" в Белоруссии подтолкнула Минск к тому, чтобы переориентировать маршруты поставок нефтепродуктов, направляя их не в литовский порт, а в Россию.

Теперь, похоже, Вильнюс начинает "играться" и с автотранспортом. Если так пойдет и дальше, Литва превратиться в "медвежий угол", который через несколько лет вообще никому будет не интересен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.