Белоруссия готова к новым контрсанкциям по Литве. Чем это грозит?

Железная дорога

Василий Малашенков

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Белоруссия почти поставила ультиматум Литве. Если упростить, то звучит так: "Или дружим, или новые контрсанкции". Но что именно приготовил Минск Вильнюсу и кто пострадает?

Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко дал интервью литовскому изданию Vakaro žinios, в котором заявил, что Минск готов нормализовать отношения с Вильнюсом, причем очень быстро.

Поставлены два условия: отказаться от негативной риторики и, самое главное, от "подрывных действий, которые направлены против безопасности и суверенитета" Белоруссии.

Риторика – это конечно чисто моральный аспект. Понятно, что главная загвоздка – в действиях. Основная проблема – остановка транзита калия. Да, сейчас велика вероятность ухода Белоруссии на российские порты, но это пока невозможно в полном объеме. Попросту нет мощностей для перевалки огромного потока белорусских калийных удобрений.

По словам того же Головченко, сейчас потоки пошли в Китай железнодорожным транспортом через Россию. И все-таки порт нужен. И по итогам недавней встречи президента Белоруссии Александра Лукашенко и российского лидера Владимира Путина отдано соответствующее распоряжение о его строительстве.

А пока можно было бы часть объема по-прежнему гнать через Литву. Да и на будущее, если бы политика не мешала, Клайпеда могла бы быть одним из каналов белорусского экспорта, не обязательно калийного. Но имеем, что имеем.

Головченко выставил Литве три позиции: запрет экспорта деревообработки в эту страну, запрет импорта запчастей и секонд-хенда из этой страны.

Кого разденет секонд-хенд?

Начнем с конца. Кому будет экономически плохо от перекрытия поставок бэушной одежды? Здесь есть определенный социальный подтекст. Нельзя сказать, что прямо уж вся Белоруссия ходит в одном лишь секонде, но магазины б/у одежды из Европы довольно популярны. Есть даже целые сети. Например, "Мода Макс" – это 30 магазинов в Минске, что по белорусским масштабам довольно много. Есть и сеть "Адзенне" (рус. – одежда) с 15 магазинами в столице, и другие компании.

Секонд – особая категория. При нынешней глобальной инфляции – это не только возможность сэкономить на одежде. Это еще и возможность приобрести особую одежды для спорта/охоты/путешествий для многих белорусов. Новая экипировка стоит в десятки раз дороже. Поэтому перекрытие потоков могло бы вызвать недовольство определенных слоев населения в самой Белоруссии.

Правительство не может этого не понимать. Ранее концерн Беллегпром неоднократно пытался склонять власти к различным недружественным действиям по отношению к секондам. Почти ни одно предложение не поддержали.

И сейчас убийства этой отрасли не будет. По данным Национального статистического комитета (Белстата), импорт одежды, бывшей в употреблении, в 2021 году составил примерно 41,4 тыс. тонн, а в долларовом эквиваленте – 62,8 миллиона. На Литву пришлось только около 3,7 тыс. тонн и 8,3 млн долларов.

Получается, что ее доля в общем объеме – около 8,9%. Не так уж много. Тем более, что качественный секонд генерируют, естественно, более богатые страны: Швеция, Великобритания и другие. Поэтому в данном случае белорусские магазины просто перестоят часть цепочек поставок. А литовцы уже ничего поделать не смогут. Они просто потеряют один из рынков.

Деревянные и валюта

С древесиной ситуация вот какая. В Белоруссии периодически ведутся разговоры, что надо поменьше гнать за рубеж пиломатериалов (а уж тем более кругляка), побольше перерабатывать у себя и продавать с высокой добавленной стоимостью.

Кстати, IKEA часть своих деревянных изделий заказывает именно у белорусских компаний. Но проблемы еще остаются.

Несколько лет назад Лукашенко устроил очередной разнос чиновникам за частичный провал программы модернизации деревообработки. Были даже уголовные дела.

Сейчас для Минска перекрытие потока пиломатериалов в Литву может стать очередным поводом для "пробуждения" отечественных предприятий. Белстат дает по пиломатериалам довольно скромную статистику: в 2021 году в Литву экспортировано пиломатериалов примерно на 4,7 млн долларов. Однако данные Белорусской универсальной товарной биржи рисуют немного иную картину, и она все объясняет.

В 2021 году в долларовом эквиваленте через биржу в Литву ушло лесопродукции на 183,5 млн долларов. Это самый большой показатель. На втором месте – Германия, 127,5 млн долларов. Далее идут Латвия, Эстония, Польша: 87,2 млн, 64,6 млн и 32,5 млн долларов соответственно. Что будет, если Литву "отрежут"?

Как вариант – увеличатся потоки в остальные вышеназванные страны. Да и вообще с нынешней ситуацией на рынке, скорее всего, Белоруссия найдет, куда переориентировать экспорт. Скорее всего, планы уже есть, раз Головченко так спокойно говорит о возможной остановке поставок.

Идем далее. Кто продает эти товары в Литву? Один из лидеров – компания "СВУДС Экспорт". Принадлежит она как раз литовскому бизнесу – группе VMG. У нее в Белоруссии не одна "дочка", а целый набор компаний, в одну из которых группа вложила не менее 100 млн евро.

Похоже, всему эту добру придется сказать "до свидания". Владельцы бизнеса вряд ли за это поблагодарят свое литовское правительство. Уж они-то к политике и всем этим разборкам между Минском и Вильнюсом никакого отношения не имеют.

Ну а что касается запчастей, то это отдельная тема. Пока не совсем ясно, какие запасные части имел в виду Головченко. Но понятно, что это просто перестроит цепочки поставок. Белоруссия найдет, как и чем заменить, а вот что делать литовским поставщикам?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме