Зимний застой "зеленой энергетики" Эстонию не страшит. А зря

© Sputnik/ Александр Кряжев

Ветрогенераторы и солнечные панели – будущее европейской энергетики – страдают уязвимостью и полностью от выработки СО2 не спасают.

Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для многих политиков европейских стран становится идеей фикс. Конечно, сохранение окружающей среды – идея достойная. Но в Евросоюзе увлеклись "зеленой энергетикой" настолько, что не задумываются о количестве выбросов СО2, например, при выработке того же металла для ветряных установок или при производстве солнечных батарей. А также о вреде для окружающей среды утилизации не по правилам отработавших ВИЭ.

Впору задуматься и о том, сколько вредных веществ выбрасывается в атмосферу, когда ветряки останавливаются из-за обледенения, а солнечные панели не дают электричества из-за затянутого на несколько недель облаками неба. Нужно ведь срочно чем-то компенсировать такую потерю выработки электроэнергии.

© Sputnik/ Сергей Мальгавко
Заснеженные опоры ЛЭП

В балтийских странах об этом молчат, а "тревожные звонки" тем не менее уже звучат – совсем рядом. Например, в Германии в начале февраля из-за обледенения остановилось около 30 тысяч ветряных установок, которые были способны продуцировать энергию лишь для внутренних нужд страны – около 60 ГВт в год (для сравнения: в ФРГ производится в год примерно 220 ГВт). Немецкому правительству пришлось в срочном порядке привлечь для процедуры очистки ветряков от наледи вертолеты. Которые, в свою очередь, совершили немало дополнительных выбросов СО2.

Выходит, самая мощная экономика Европы, у которой 35% электричества производится за счет ВИЭ-генерации, оказалась де-факто вообще не готовой к сильным заморозкам. Очевидно, что Эстония, Литва и Латвия, так рьяно наращивающие долю "зеленой энергетики" в своем энергобалансе, вскоре могут оказаться в еще более трудном положении.

Опасность, которую все проглядели

В мае прошлого года представители эстонского концерна Eesti Energia сообщили, что за первый квартал 2020 года компания инвестировала в энергетику 69 млн евро, "львиная доля которых пришлась на инвестиции, сделанные в развитие ВИЭ".

Летом того же года правительства Эстонии и Латвии подписали меморандум о взаимопонимании по постройке парка ветрогенераторов в Рижском заливе. Его мощность после окончания работ, пишет ERR, должна достигнуть 1 ТВт и производить около 3,5 ТВтч электроэнергии в год, что составляет примерно 40% от годового потребления Эстонии. Завершение проекта намечено на 2030 год.

В Литве действуют 23 ветропарка с общей мощностью 480 МВт. Индивидуальные ветрогенераторы увеличивают общую мощность до 534 МВт. В ноябре 2020 года компания GE Renewable Energy, при посредничестве фирмы European Energy, согласилась стать поставщиком ветряных электростанций (установки GE Cypress) для Литвы. Объекты должны быть построены в 80 километрах к северу от Вильнюса и обеспечить 121 МВт, что эквивалентно 23% мощности от всего энергобаланса балтийской страны.

В целом, не только в 2020-м, но и в последние несколько лет подобных сделок и проектов по увеличению доли "зеленой энергетике" в Эстонии, Литве и Латвии становится все больше. Что будет, когда производство электричества станет зависеть, в основном, от работы ВИЭ-объектов, а страну вдруг на несколько недель затянет облаками и накроет низкими температурами? Никто из балтийских политиков об этом рассуждать, видимо, не хочет. А придется. В Германии тоже не рассуждали, но пришлось срочно сжигать тонны авиационного керосина для работы вертолетов, чтобы очистить ветряки от наледи.

Как рассказал в беседе с Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, обезопасить ветровые электростанции холодной зимой довольно непросто. Лопасти ветрогенераторов могут быстро обледенеть и при низкой температуре, и при большой влажности, и при сильном ветре (особенно характерном для прибрежных районов), поэтому их работу приходится останавливать.

Промышленный эксперт объяснил, что для борьбы с обледенением лопастей ветрогенераторов, их необходимо опрыскивать специальным горячим раствором с вертолетов. Причем обязательно учитывать, что подвергаемая обработке лопасть должна быть направлена вертикально вниз. Иначе падающие с нее куски льда могут повредить остальные лопасти или ступицу ветрогенератора. Такие условия требуют от пилота вертолета виртуозного управления во избежание аварии.

Евроимперия сокращает своим подданным пространство для маневра >>>

"Для стран Балтии обледенение ветряков превращается в очень серьезную проблему, поскольку их владельцем надо закупать противообледенительные растворы (их точно не на каждому углу продают) и договариваться с владельцами вертолетов о проведении защитных работ", – сказал специалист. И предположил, что частные пилоты вряд ли с такой задачей справятся – придется обращаться к военным.

"У армий Латвии, Литвы и Эстонии есть собственные вертолеты, правда, в мизерных количествах. Но нет гарантии, что военные пилоты тоже могут помочь. Все-таки опрыскивать с вертолета лопасти ветрогенератора – это не лесной пожар тушить", – рассудил Леонид Хазанов.

Делая же чрезмерную ставку на альтернативную энергетику без учета всех возможных трудностей, отметил эксперт, власти прибалтийских государств сами загоняют себя в угол. В случае сильных морозов и снегопадов, подобно случившимся в США и Европейском союзе, их ветровые (да и солнечные тоже) электростанции оказываются грудой ненужного металла.

"Правильнее было бы диверсифицировать энергетику, сохраняя минимально безопасный (для холодного времени года) объем закупок российского газа и угля, в противном же случае может повториться сценарий американского штата Техас, где из-за сбоев с поставками электричества произошла настоящая гуманитарная катастрофа", – сделал вывод эксперт.

Тут можно добавить, что в России есть прототипы ветряков, которые уже успешно тестируются в арктическом регионе. Речь идет о ветрогенераторах в Тикси, Республике Саха (Якутия). Предотвращение намерзания льда иногда может производиться и за счет специальных конструкционных решений (установки устройств электрообогревателей на поверхности), но это выглядит экономически оправданным лишь в крайне холодных местах.

В Арктике, к примеру, дешевле применять подобные технологии, чем тратить средства на регулярную доставку туда традиционного топлива для дизельных генераторов. Вот только балтийские республики находятся не на Крайнем Севере, следовательно, возможное использование ими системы подогрева для ветряков – удовольствие дорогое и ничем не оправданное.

Налево пойдешь – переплатишь, направо – без света останешься

В итоге Прибалтика оказывается в тупиковой ситуации. Пользоваться дешевым электричеством, которое можно закупать у России и Белоруссии из энергокольца БРЭЛЛ, вскоре не получится по политическим причинам – Эстония, Литва и Латвия планируют выйти из БРЭЛЛ ради присоединения к коммуникациям Северной и Западной Европы.

© РИА Новости
Газовое оборудование

А своих источников генерации не хватает. Даже в докоронавирусный 2019-й год выработка энергии в странах Балтии сократилась до 16,2 ТВт*ч, что на 20% меньше, чем в 2018-м году. Проще говоря, дефицит электроэнергии в 2019 году вырос до 43% от общего потребления и привел к выводу – ее импорт становится обязательным.

Однако закупки электроэнергии в Европе, во-первых, обходятся дороже, чем могли бы быть в случае торговли с Россией и Белоруссией, во-вторых, поставки грешат нестабильностью, поскольку энергокабели из Скандинавии регулярно выходят из строя. Да и Западная Европа не дает стопроцентной гарантии, учитывая возможную остановку генерации энергии по вышеописанному примеру Германии – до 35%.

Конечно, наплевав на простые математические подсчеты и здравый смысл в экономике, можно полностью перейти на ВИЭ-генерацию. Но масштабирование производства "зеленой энергетики" все равно не поможет балтийским странам. Аномальные морозы остановят ветряки одинаково, будь их 300 или 3000 штук.

В комментарии Baltnews нештатный профессор Университета Восточной Финляндии и член правления консалтинговой компании по энергетическим вопросам Balesene OÜ Андрей Белый подчеркнул, что рецепт энергобезопасности страны, как правило, представляет собой соблюдение правила "чем больше разных источников, тем лучше". Там, где выйдет из строя одна линия поставок, на выручку могут прийти бонусные мощности другой линии.

Это значит, что переход только на один тип генерации энергии – слишком рискованная стратегия, требующая всерьез озаботиться вопросом резервных мощностей. Например, Германия довольно быстро справилась с инцидентом из-за выхода из строя 30 тысяч ветряков за счет того, что нарастила производство энергии с помощью газа и даже угля.

В начале февраля немецкое общественное вещание RBB (Берлин-Бранденбург) выпустило в эфир отчет о проблемах с зимней энергией в стране. В нем говорится, что вся энергия в критические моменты "вырабатывается в основном из угля, а электростанции в Лаузитце теперь работают на полную мощность". Правда, отчет очень быстро удалили с ресурса. Он сохранился лишь благодаря протестной группе Vernunftkraft.de.

Это, кстати, ярко демонстрирует, как в демократической Европе весьма оперативно заставляют замолчать СМИ, которые вдруг решили проявить инакомыслие и (о ужас!) усомниться в правильности курса на "зеленую энергетику".

В 2020 году впервые в истории в Германии ВИЭ-генерация обеспечила больше электричества, чем вредные для экологии источники, но с кое-какими нюансами. "По данным сравнительных порталов Check24 и Verivox, цены на электроэнергию в базовом тарифе поднялись в Германии до нового исторического максимума. При 33,77 евроцента за киловатт-час электроэнергия в базовом тарифе стоит дороже, чем когда-либо прежде", – пишет Welt.

Тут стоит добавить, что не так давно правительство Литвы запланировало создать четыре хранилища электроэнергии мощностью по 50 МВт. Официальная цель – обеспечить бесперебойную работу энергосистемы до завершения ее синхронизации со странами ЕС и выхода Литвы из БРЭЛЛ. Стоит признать, что подобные резервные мощности могут быть использованы и в качестве страховки поставок электричества от ветряков и солнечных панелей. Но и в этом случае есть "ложка дегтя".

Лишение электрических возможностей. У Эстонии остался последний шанс на выгоды БРЭЛЛ >>>

Энергохранилища будут предоставлять услуги на рыночных условиях. И кто-то за их функционирование должен платить. Разумеется, это будут конечные потребители – предприятия и простые граждане стран Балтии (если их правительства решат закупить электроэнергию из хранилищ), для которых просто в очередной раз повысят тарифы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.