В тихом уголке старого Вильнюса, в стороне от протоптанных интуристами троп, приткнулся небольшой рыбный ресторан. Можно сказать, лучший не только в столице, но и во всей Литве. Меню небольшое, но блюда местный шеф готовит изумительные, а рыба и морепродукты на кухне всегда наисвежайшие.
Пообедать здесь – удовольствие не из дешевых. Даже если очень скромно, все равно придется выложить 50 евро с человека. Если посидеть для души – 100 евро окажется мало.
В этот тихий ресторанчик повадилась заглядывать компания во главе со Светланой Тихановской. Обычно приезжают после обеда человек шесть-девять и ни в чем себе не отказывают. Счет редко оказывается меньше 500 евро. Чаевые официантке и шеф-повару оставляют щедрые в ответ на изысканность блюд и готовность исполнить любой каприз.
Как-то столкнулся я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) в будний день с этой белорусско-русской ватагой, понаблюдал из-за соседнего столика. Все оказалось в рамках приличий: немного дорогого французского вина для дам, графинчик водочки "Белуги" для мужчин и бокал пива для неприметного человечка, сидевшего тихо и как бы в стороне.
"Соглядатай", – предположил я и не ошибся. Но один вопрос остался без ответа.
"За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?" – вопрошал жулика Жоржа Милославского порядочный гражданин Бунша из кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию". Этот же вопрос уместен и здесь.
За небольшой банкет компания рассчиталась картой известного в Литве скандинавского банка. Можно предположить, что денежки на карте лежали, вытащенные из госбюджета, куда собираются из карманов налогоплательщиков.
К слову, депутаты норвежского парламента номинируют Тихановскую на Нобелевскую премию мира. Будем надеяться, что она рассчитается с простыми работягами, компенсирует госбюджету потери. Жаль, что из этого же кошеля кормятся и литовские политики, которые на компенсации рассчитывать не должны.
Они поголовно, исключая изгоев, но включая персон из верхних эшелонов власти, убеждены: президент Белоруссии Александр Лукашенко – "князь тьмы". "Царица Света", соответственно, – Тихановская. Ее опекает лично президент Гитанас Науседа.
Пресс-атташе главы государства Антанас Бубнялис, по словам журналиста агентства ELTA Бенаса Бруналиса, утверждает – Науседа поддерживает с беглянкой постоянную связь и находится в курсе всех ее планов и заявлений.
Кто она?
Статистика утверждает: только 50 тысяч жителей смотрят на экс-кандидата в президенты как на "лидера свободной Белоруссии". Причем 141 человек (по количеству мандатов депутатов Сейма) считает Светлану Георгиевну еще и президентом соседней страны.
Это, так сказать, особое литовское мнение, поскольку никто более в мире на официальном государственном уровне до такой глупости не додумался.
Для остальных 2 740 000 литовцев она никто, ноль. Уже не раз сказано, что образ лидера оппозиции из Тихановской лепят окопавшиеся в Вильнюсе британские и американские спецслужбы.
Местный МИД легитимирует и предоставляет трибуну. Офицеры МВД и агенты департамента госбезопасности осуществляют физическую охрану и сопровождение во время перемещений по стране и Европе, а пресса обеспечивает Светлане Георгиевне информационную поддержку.
Небывалой значимости круговерть государственного уровня вокруг рядовой гражданки Белоруссии руководитель внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс комментирует неохотно и сухо: "Дома ей грозила опасность. Сейчас она находится в безопасной для себя стране. Это самое важное. Все иное прояснится позже".
Где находятся малолетние сын и дочь этой красавицы, глава МИД сообщать отказывается. Может, и сам не знает доподлинно. В конце концов Линкявичюс – лишь исполнитель воли Науседы, которому в Лондоне и Вашингтоне поручили лепить образ революционерки из белорусского пластилина. Он и рад стараться за долю малую.
Едва Белоруссия и Россия объявили молодую женщину в межгосударственный розыск, мгновенно последовала реакция президента. Он, не разобравшись, в чем отличие межгосударственного розыска от международного, в Брюсселе призвал страны Евросоюза игнорировать объявление в розыск бывшего кандидата в президенты:
"Нелегитимный диктатор включает лидера белорусской оппозиции Тихановскую в список лиц, объявленных в международный розыск. Я надеюсь, что государства ЕС останутся едиными и проигнорируют этот незаконный ордер. Тихановская может быть объявлена в розыск в Белоруссии, но ЕС должен держать для нее дверь открытой".
Ставка Литвы
Что нужно Науседе от гродненской простушки?
Во-первых, Науседа тешит себя надеждой в обмен на проталкивание "Царицы Света" во власть получить остановку и консервацию Белорусской атомной. Ну очень хочется президенту остаться в национальной истории человеком, которому удалось остановить часовой механизм ядерной бомбы, тикающей у границ Литвы всего в 45 километрах от Вильнюса, если мерить по прямой.
Во-вторых, через поддержку как можно сильнее уесть РФ и ее президента, таким образом на белорусском треке отыгравшись за украинский провал.
Поначалу литовские "демократизаторы" ограничивались только планами свержения Александра Лукашенко, поскольку предполагалось, что "диктатор не выдержит народного давления и убежит".
Аста Скайсгирите, советница президента по вопросам внешней политики, в августе-сентябре не отказывалась от посреднической миссии между конфликтующими сторонами. "Литва с Польшей, возможно, и с Украиной готовы к началу такой миссии", – в эфире радиостанции Žinių radijas утверждала человек Науседы.
Из политиков создали группу парламентеров, которым в Минске предстояло усадить власть и оппозицию за круглый стол. К разочарованию Вильнюса, "узурпатор и тиран" не только не бежал, но отказался от посредничества эмиссаров и постепенно переломил ситуацию в пользу законной власти, оставить протестующих без лидеров и практически без уличных провокаторов.
Массовые акции протеста в Белоруссии выдыхаются и становятся бесперспективными для общедемократического идеализма тех протестующих, у которых он еще остался. Провал забастовок на предприятиях, в школах и в университетах убрал динамику и политический смысл протестов.
"Лукашенко не подает никаких знаков о желании договариваться. Президент Науседа поддерживает премьера Польши Матеуша Моравецкого и призывает ЕС уделить должное внимание поддержке чаяний и надежд белорусов", – эти слова Скайсгерите означают, что пора переходить от уговоров "князя тьмы" у открытому давлению на него.
Науседа проиграл
В Брюсселе 16 октября Гитанас Науседа пожаловался на "обнаглевшего" Лукашенко, который "пошел в атаку" на Литву и Польшу. Вильнюс требует самых жестких санкций в ответ на политику "разделяй и властвуй".
Фактически Науседа признал, что только в союзе в Варшавой Батьку не сковырнешь. Мол, нужна солидарная реакция всего ЕС и всеобщая поддержка протестующей оппозиции, "все более ярким лидером" которой выступает Светлана Тихановская.
Столицам ведущих европейских государств явно не до ситуации в Белоруссии. Реакция на них вялая, инициативы опаздывают, даже санкции выглядят невнятно и неубедительно. На этом фоне кураторы "Царицы Света" принудили Тихановскую активировать так называемый план В.
Она стала требовать больше сопротивления, больше манифестаций, больше антибелорусских санкций. Под горячую руку попал даже президент России – ему Света посоветовала прекратить поддерживать "нелегитимного" Лукашенко и вообще держаться подальше от Белоруссии.
Параллельно началась переориентация протестов на антироссийскую геополитику. В первые ряды вышел западно-ориентированный белорусский национализм с акцентом на радикализм. Эта модель хорошо известна и многократно опробована в разных уголках шарика, включая саму Литвы образца 1988–1991 годов.
Следует сказать, что Светлане Георгиевне по нраву отведенная ей роль вершительницы судеб. Еще неделя-другая, и она заявит: или сгною, или сделаю счастливыми!
Чего еще ждать от провинциалки, которая ручкается с европейскими лидерами, на короткой ноге с Эммануэлем Макроном, называя его "мистером", с Ангелой Меркель, не говоря уже о всякой европейской шушере вроде президента Польши Анджея Дуды или депутатов Европейского парламента. Двусторонние встречи. Саммиты, трибуны мирового уровня, чмоки-чмоки с представителями Госдепа США, обеды, ужины, фуршеты. Не только у домохозяйки – у кого угодно голова может пойти кругом.
Вот наша Света выступает перед студентами белорусского Европейского гуманитарного университета в изгнании, желает молодым соотечественникам возвратиться домой с багажом европейских ценностей.
"Ваши знания, критическое мышление, свобода мысли всегда пригодятся в нашей стране. И помните: какой бы сфере вы себя ни посвятили, вы всегда будете востребованы в новой Беларуси". Эту мантру стены универа слышали тысячу раз: от бывшего главы МИД Аудронюса Ажубалиса, от Линаса Линкявичюса и других известных в Литве и Европе людей.
Максимум, чему сообща удалось научить "будущих руководителей государства", – метать "коктейли Молотова", жечь в Минске покрышки, блокировать улицы и угрожать сотрудникам правопорядка.
Существует стойкое убеждение, что официальная Литва переоценивает значимость Тихановской для белорусской оппозиции. Она – далеко не Ульянов (Ленин), который вне пределов Российской Империи сумел на чужие деньги подготовить революцию. У нашей бабенки нет ни денег, ни талантов для повторения опыта 1917 года. Да и время за окнами иное.
Бродят по миру юродивые
В Братиславе, столице Словакии, "Царице Света" подарили колокольчик. Премьер Игор Матович высказался в том смысле, что когда в Белоруссии победит свобода, то Тихановской следует в колокольчик позвонить. Светлана Георгиевна позвонила тут же.
То ли свобода уже наступила, то ли Тихановская вообще не понимает, что происходит вокруг нее. Премьер Словакии сделал вид, что пустого звона не было. Неловкость замяли.
В Средние века в Европе колокольчики вешали на шеи слепым и юродивым, чтобы прочие точно знали, кто перед ними и не трогали богом обиженных. Века пролетели, а добрая традиция сохранилась.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.