"Не раздражайте Берлин": в Польше появились сторонники "Северного потока–2"

© Sputnik/ Алексей Витвицкий

В Польше по-прежнему призывают остановить строительство "Северного потока–2", но уже раздаются отдельные голоса, выступающие за пересмотр отношения к газопроводу.

В Польше продолжается обсуждение американо-германского соглашения об условиях строительства газопровода "Северный поток–2".

Общий тон во многом похож на украинские вопли по поводу "предательства" Запада. Однако довольно неожиданно появились исключения. Одним из них является статья бывшего министра иностранных дел, ныне евродепутата оппозиционной "Гражданской платформы" Радослава Сикорского.

Напомним, что именно Сикорский, будучи главой МИД, был одним из основных авторов программы "Восточного партнерства", по сути направленной против России и на самом деле являющейся планом усиленной экспансии коллективного Запада на постсоветском пространстве.

Сикорский до сих пор подчеркивает, что строительство и введение в эксплуатацию "Северного потока–2" угрожает энергетической и политической безопасности Украины, что само по себе может отразиться и на уровне безопасности в Европе.

Однако, считает он, все уже давно решено в силу убежденности руководства Германии по поводу необходимости строительства газопровода через Балтийское море.

Соглашение Берлина с Вашингтоном не предоставляет Киеву никаких реальных гарантий сохранения российского транзита; его положения и формулировки слишком туманны, чтобы их можно было считать настоящими.

Все потому, что у Вашингтона есть более важны стратегические вызовы, чем расстановка сил в Центральной и Восточной Европе: это в первую очередь соперничество с Китаем, на котором сосредоточено внимание американского политического класса.

Москве приготовиться. России нельзя проспать "драку" Китая и США >>>

Говоря об угрозах, вытекающих из строительства "Северный поток–2", Сикорский все-таки напоминает, откуда вообще возникла идея строительства газопровода по дну Балтийского моря.

Во-первых, в 2003 году польское правительство окончательно отказалось от строительства второй ветки газопровода "Ямал – Европа", который мог обеспечить транзитный статус Польши на многие десятилетия.

Во-вторых, когда уже стало понятно, что проект "Северный поток–2" будет реализован, Варшава последовательно отказывалась от участия в данной инвестиции. Несмотря на факт, что благодаря этому участию могла частично сохранить контроль над транзитом, советников, которые предлагали присоединиться к проекту, просто увольняли.

В-третьих, в 2013 году польское руководство отказалось от возможности строительства перемычки, соединяющей газопроводы "Ямал – Европа" и "Дружба" в обход территории Украины, ссылаясь на союзническую солидарность с Киевом.

Что бывший глава МИД предлагает делать дальше? Смириться с действительностью. И сделать определенные выводы на будущее.

"Мы видим, что политика морального шантажа и безоговорочной лояльности к нашим союзникам – в данном случае к Украине – не всегда приносит положительные результаты", – пишет Сикорский. Также он призывает к возвращению польской политики в Европу, так как США не всегда считаются с польскими интересами, имея более глобальные задачи.

Неудивительно, что в правящей партии "Право и справедливость" оппозиционного евродепутата никто даже не услышал.

С воинственной риторикой в очередной раз выступил лидер "ПиС" Ярослав Качиньский. Польская государственная газовая компания PGNiG и ее дочерняя фирма PGNiG Supply & Trading объявили о намерении принять участие в сертификационных и разрешительных процедурах в Германии, позволяющих ввод "СП–2" в эксплуатацию.

Основная задача, которую никто и не скрывает, – затормозить запуск газопровода. Кажется, что вопреки всем фактам польские власти продолжают верить в то, что можно эффективно бороться с "Северным потоком–2".

Как ни странно, польский политический класс делает вид, что ничего не изменилось, хотя то, что "СП–2" будет достроен, было понятно уже довольно давно.

Сикорский в своей статье обоснованно считает, что это отсутствие "реального" взгляда на вещи, но забывает сделать вывод: Польша должна немедленно прекратить обреченные на полный провал попытки препятствования газопроводу, ибо это не только лишний провокационный шаг против России, с которой отношения все равно окончательно испорчены.

Это дополнительный раздражающий фактор в отношениях Варшавы с Берлином, от которого зависят перспективы Польши в Евросоюзе, включая решения, которые могут отразиться напрямую на финансировании польской экономики средствами ЕС.

Вдобавок Сикорский является одной из влиятельных фигур польской оппозиции. Вполне вероятно, что в течение ближайших лет он вернется на пост главы МИД Польши или получит другую значительную должность.

И тогда посмотрим, насколько он готов от призывов к реализму перейти к реализму в настоящей политике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.