Компания VVP Investment, входящая в состав крупнейшего энергооператора Литвы Ignitis Group, расторгла соглашение с фирмой Elektromontuotojas из-за ее связей со строительством Белорусской АЭС.
"Взвесив вероятную угрозу для национальной безопасности и то, что у поставщика не было возможности без изменения важных условий заключенного путем конкурсной закупки договора поставить оборудование других производителей, найдено устраивающее обе стороны решение – договор расторгнут по взаимному соглашению", – говорится в пресс-релизе Ignitis group.
Там отмечается, что VVP investment объявит о проведении еще одной закупки услуг для работ, которые не удалось закончить с компанией. Покупка будет по условиям 2020 года.
"Решение, принятое Европейской комиссией в июле 2006 года, позволяет компании приобретать такие работы посредством коммерческих закупок, и в его условия планируется включить положения, запрещающие поставку материалов от компаний не в интересах национальной безопасности", – сообщили в Ignitis.
По мнению компании, расторжение контракта не должно сказаться на сроках реализации проекта Мажейкского парка ветрогенераторов. Так, монтаж инфраструктуры парка планируется завершить к 2021 году, и построить сами ветряные электростанции к концу 2022 года. Общий объем планируемых инвестиций в ветряную электростанцию Мажейкяй составляет более 80 миллионов евро.
Напомним, что Elektromontuotojas должна была выполнить подрядные работы на кабельных линиях электропередач, кабелях управления, трансформаторной подстанции и дренажной системе ветряной электростанции. Однако Ignitis обнаружила, что "часть необходимых материалов будет поставляться от белорусской компании, участвовавшей в строительстве БелАЭС, а в цепочке поставок могут появиться и другие российские компании".
Вместе с тем Вильнюс пытается заблокировать поступление электроэнергии, которая поступает с БелАЭС. При этом, как считает президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов, попытки Литвы навязать Латвии и Эстонии бойкот Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) можно приравнять к нарушению международных торговых норм.
"Фактически это дискриминационные торговые ограничения, которые запрещены нормами ВТО. Сейчас их пытаются мотивировать различными экологическими объяснениями, но если бы была воля со стороны Белоруссии, то можно было бы в ответ начать достаточно болезненные для самой Литвы процедуры торгового спора", – отметил Анпилогов в беседе с Baltnews.
Эксперт подчеркнул, что мотивировать такой спор можно тем, что есть электрическая энергия и есть желающие ее покупать.
"Тем более речь идет не просто о позиции Литвы, а о том, что она пытается эту позицию навязать на уровне виртуального прибалтийского единства, плюс постоянно закидывает какими-то инициативами Европарламент и Еврокомиссию, фактически пытаясь в угоду своим собственным "хотелкам" изменить достаточно прозрачное в этом плане законодательство по торговле электроэнергией, которое исповедует ЕС", – добавил энергетик.