Литовцы в жанре гламурного соцреализма пишут бесконечный роман про "Северный поток–2"

© Sputnik/ Илья Питалев

Война литовских политиков против "Северного потока – 2" продолжается. Но политики из Германии по-прежнему не обращают внимания на советы посторонних.

Консерваторы литовского Сейма Андрюс Кубилюс и Раса Юкнявичене подписались под открытым письмом, в котором призывают "ради трансатлантической безопасности остановить проект Nord Stream–2", известный русскоговорящей части континента под именем "Северный поток–2".

Кубилюс и Юкнявичене обратились с посланием в Европейскую Комиссию, к правительствам стран Евросоюза, США, Канады, Норвегии, Великобритании и, главное, Украины с напоминаем, что вторая ветка газопровода NS–2 по дну Балтики – кремлевский, а не европейский проект.

Что немцу хорошо, то литовцу смерть

Официальный Вильнюс находится в списке тех европейских столиц, которые активно протестовали против строительства первой ветки подводного трубопровода. Возглавляли "зеленые" марши, митинги и пикеты тогдашний президент Валдас Адамкус и многолетний борец против интересов "Газпрома" Витаутас Ландсбергис, собравшие вокруг себя молодежь, лишенную каких-либо знаний по вопросу проведения глубоководных строительных работ.

К счастью, ничего у литовских противников "Северного потока–1" не удалось. Трубопровод мощностью 55 млрд м³ газа в год, как составная часть системы газопроводов "Ямал – Европа", начал транспортировать голубое топливо в 2012 году.

Посрамленные литовские "зеленые" на время затихли, но с поражением не смирились. Как только прозвучали первые разговоры о второй ветке, Вильнюс снова пошел в атаку на интересы России и Германии.

Вот о чем сегодня, на финише стройки, говорят депутаты Европарламента от Литвы:

"С первой минуты Nord Stream–2 во всем противоречил интересам Европы. Первыми это поняли представители трансатлантического сообщества. Политики, руководители структур госбезопасности и эксперты по обе стороны Атлантики признают: этим проектом Россия ударит по Киеву в рамках гибридной войны, цель которой - дестабилизация Украины".

Рядом с первым тезисом стоит второй: "если "Севпоток" заработает, сократится транзит газа через украинскую газотранспортную магистраль, что нанесет смертельный удар экономике этого государства".

Чтобы утверждения звучали солидно, их подперли мощными пропагандистскими аргументами. Например, о том, что "Европа не станет безопаснее", "российский трубопровод не вписывается в концепцию диверсификации энергетической инфраструктуры" и так далее.

Перечитаешь на трезвую голову – ужас, как же "лоханулись" прагматичные немцы во главе с многолетним канцлером Ангелой Меркель, как же додумались "пустить козла в огород" в то время, когда из Вильнюса громко звучат голоса о недопустимости таких шагов.

Странно, но политики и бизнес-воротилы из Германии по-прежнему не обращают внимания на советы посторонних и упорно высказываются в пользу второй очереди Nord Stream.

Чертик из табакерки

Нельзя обойти стороной такую фигуру, как российский оппозиционер Алексей Навальный. Он, наверное, не догадывался о предстоящей роли, но отравился в нужное время и в нужном месте.

Депутат Европарламента Раса Юкнявичене сумела в минутном выступлении неоднократно вбрасывала в игру джокера-Навального: "это была атака с использованием боевого отравляющего вещества", "мы должны выйти из проекта Nord Stream–2", "... [Кремль] будет создавать отравляющие вещества типа Novičiok и финансировать такие спецоперации, как отравление Навального", "мы не должны верить расследованию, которым занимаются власти России", "ЕС должен использовать в собственных интересах отравление Навального, как и применение химического оружия Россией".

К слову, президент Гитанас Науседа тоже склонен разыграть карту Навального в контексте остановки "Северного потока–2". Но к чести главы государства, его доводы носили не такой топорный характер, как у Юкнявичене. Впрочем, европейцы проигнорировали обоих.

Литва – государство с короткой памятью, в котором большинство официальных представителей – карликовые фигуры с непомерными амбициями. Давно забыто, как сами "Ивана" не пускали к трубе.

"Иван" пошел по дну Балтийского моря. Не знаем, как кто, а немцы результатом довольны. У них иное миропонимание, в красном углу которого стоят национальные интересы.

Но у Германии еще есть время одуматься. Третий литовский консерватор Лайма Андрикене обещает сделать все, чтобы Европарламент помешал реализации Nord Stream–2.

Андрикене направила острие критики против лично канцлера ФРГ и немножко – против политики официального Берлина. По словам депутата, Меркель не должна идти на поводу Владимира Путина и российского концерна "Газпром" хотя бы потому, что большинство стран-членов ЕС выступают против строительства газопровода.

"Это не экономический проект, поскольку его категорически не одобряют США". Так сказать, веский аргумент, против которого и возразить нечего.

Надежда умирает последней

Вильнюс похож на заповедник редкостных фантазеров. Министр энергетики Жигмантас Вайчюнас – первый среди них. Он не теряет надежды, что вторая линия Nord Stream не будет проложена.

Глава Минэнерго уповает не на здравый смысл, а на смену американской администрации. Новый президент Джозеф Байден, по мнению Вайчюнаса, "отобьет охоту у Кремля строить газопроводы по всему миру".

Экс-министр энергетики (2008-2012), а ныне эксперт в сфере энергетики Ромас Швядас вовсе забежал далеко вперед: "договор с американским поставщиком сжиженного природного газа Freeport LNG несет большую политическую и экономическую выгоду Литве. Наша страна уже не зависит от поставок энергоресурсов из России. США становятся серьезным игроком на европейском рынке".

С момента этого заявления прошел год. США пока серьезным игроком не стали, Литва как зависела, так и продолжает зависеть от российских поставок. По итогам 2019 года выяснилось, что доля "Газпрома" даже выросла до 55% всего импорта голубого топлива.

Эту цифру в Вильнюсе не любят повторять, но статистика – вещь серьезная, так просто ее не отвергнешь.

Если собрать все заявления высокопоставленных лиц, всю переписку только за 2020 год, может получиться толстый индустриальный роман. Правда, читателей и него не окажется, за исключением самих авторов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.