Литовские СМИ переполнены интервью и комментариями на тему "почему демократ Джо Байден в качестве президента выгоден Литве больше республиканца Дональда Трампа?".
Даже никому не известные политологи с голубых экранов рассказывают о позитивных сценариях и радуются тому, что президент, спикер парламента и руководитель правительства одними из первых в мире, буквально вслед за объявлением результатов, поздравили "сонного Джо" с получением мандата доверия от избирателей.
Никому не интересны попытки побежденного взывать к фактам и справедливости. Они в Литве кому-то нужны?
В 2004 году президентом Литвы во второй раз стал 77-летний Валдас Адамкус. Он явно проигрывал экс-премьеру Казимире Прунскене, но случилось чудо: вдруг зависли тогда еще не очень совершенные компьютеры. А когда "отвисли", избиратели увидели, что у ставленника США уже 51,63% голосов, у тяготевшей к сотрудничеству с Россией Прунскене – только 46,91%. За Адамкуса – 714 349 избирателей, за Прунскене – 649 042. По законам демократии, меньшинство признает торжество большинства. Точка.
Эти выборы президента Литвы проводились после того, как за грубые нарушения Конституции и присяги был отстранен от должности в результате импичмента президент Роландас Паксас. Сколько потом не обращался "сбитый летчик" в суды, восстановить доброе имя и в полном объеме гражданские права ему не удалось.
Паксас выиграл в Европейском суде по правам человека иск против собственного государства, однако решение ЕСПЧ в Литве до сих пор не реализовано.
Что на этом фоне говорить о каком-то заокеанском и неприятном официальному Вильнюсу Трампе, от которого, по слухам, даже жена готова сбежать после поражения в борьбе за Белый дом?
Правда, существует статистика компании Vilmorus, которая утверждает: в канун выборов 18,1% литовцев отдавали предпочтение Дональду Трампу, 32,5% – Джо Байдену. Тех, кому заокеанские дела безразличны, отыскалось аж 49,5%.
Не случайно бывший мэр Вильнюса Артурас Зуокас, называющий себя "большим другом Америки и американцев", просил сограждан демонстрировать активную поддержку Соединенным Штатам, чтобы там не думали, будто литовцы попали под влияние российских "хакеров", которые манипулируют половиной мира в интересах Трампа:
"Дональд противопоставил друг другу не только собственных граждан, но и столкнул Брюссель с Вашингтоном, начал разрушать здание ЕС, которое 80 лет строили европейские и заокеанские президенты".
Чем "хорош" только что избранный президент?
Будущий премьер Ингрида Шимоните полагает – с появлением демократа во главе американской администрации улучшатся отношения между Евросоюзом и Америкой. По меньшей мере, "станут менее острыми".
Второй тезис стар, как литовская независимость: чем больше в Европе США, тем меньше РФ – это выгодно для безопасности государства.
Что касается хода выборов, возможных фальсификаций и подтасовок, мнение прозвучало аккуратно и осторожно: литовцы не могут позволить себе такую роскошь, как критика политических предпочтений граждан Соединенных Штатов.
"Трамп вызывает меньше симпатий в Литве, чем прежние президенты США, например, Барак Обама. Байден более предсказуем, он бывал в Литве, так что, если не углубляться в конкретные идеи его политики, личность, надо полагать, выглядит привлекательнее", – считает руководитель центра изучения Восточной Европы Линаса Коялы.
Доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Кястутис Гирнюс говорит, что литовцы "предпочитают Байдена, так как он обещает жестче вести себя с Россией, последовательнее поддерживать НАТО, проводить традиционную политику США в отношении стран Балтии".
"Байден декларирует, что будет стремиться укреплять альянсы, в которых участвуют США, вернет доверие к ним. Это, несомненно, важно для Литвы. В смысле внимания к нашему региону, Байден кажется более подходящим и способным к большему сотрудничеству с Литвой и другими странами Европы", – сказал журналистам BNS профессор Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас.
Политолог Университета имени Витаутаса Великого Гедра Якштайте отметила, что Байден был бы более стабильным и прогнозируемым президентом. "Из декларируемых им идей есть и действительно благоприятные для Литвы вещи – поддержка санкций в отношении России. Все это вступает в резонанс с идеями литовской внешней политики".
Серьезного уровня политолог Маргарита Шешельгите, оценивая результаты заокеанских выборов, упор сделала на безопасности Литвы, поскольку Байден обещал Вильнюсу, Риге и Таллину "держать их в орбите своих интересов".
Понимать заявление нужно достаточно прямолинейно: американские воинские контингенты из стран Балтии не уйдут, учения поддержат ту интенсивность, которая установилась во времена президент Барака Обамы.
Шешельгите в восторге от обещаний руководителя США отозвать многие решения Трампа. В частности, о выходе из парижского договора по климату, из ограничений по трансатлантическому торговому союзу. Политолог видит в этом добрый знак и залог того, что Америка останется "мировым жандармом" как минимум на четыре года:
"Вакуума не должно остаться, поскольку он в международных отношениях выгоден только авторитарным правителям".
Примерно в таком же ключе размышляет на страницах литовской печати экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас. С другой стороны, под каким иным углом может размышлять эксперт предприятия, которое полгода назад стало американским:
"Байден – это низкие цены на нефть, зеленая энергетика, американский сжиженный газ для Европы". Все это очень важно, "поскольку литовская экономика еще 10–20 лет будет зависеть от нефти и газа".
Александр Изгородин, сотрудник компании SME Finance, вместе с положительным видит в Байдене и немало непонятного и даже опасного.
Например, в уже декларированном повышении налогов и стремлении возвратить бизнес из-за границ на территорию США. В первую очередь речь идет о предпринимателях, работающих в Китае, но в равной степени эти планы распространяются на Европу.
Подводя черту, можно сказать, что явных преимуществ для рождения симпатий у Байдена нет. Единственное, что привлекает литовцев, – туманные гарантии укрепления безопасности. Появятся ли они – вилами по воде писано. Не исключено, Литва для Байдена в его нынешнем состоянии – географическое открытие. Впрочем, он и обещания предвыборные, наверное, уже успел позабыть.
Что касается Дональда Трампа, он изначально не являлся тем кандидатом в президенты США, которого ожидало большинство в Литве и среди ее союзников в Европе и НАТО. Но трампизм в современной политике сохранится. Дональд Трамп останется в истории, как хозяин Белого дома, не развязавший ни одной войны, в отличие от своих предшественников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.