Ограничительные инициативы США в отношении проекта "Северный поток–2" связаны с "закулисными" предложениями представителей энергетической отрасли Украины, пишет The Wall Street Journal.
"Речь идет о Вадиме Гламаздине, советнике председателя правления "Нафтогаза Украины", и о директоре Центра исследований энергетики Александре Харченко. Они на протяжении четырех лет "закулисно" работали в Вашингтоне, пытаясь помешать реализации российского проекта", – отмечается в издании.
Предполагается, что лоббист Даниэль Вайдич, который работал в комитете сената по международным отношениям в 2014 году помогал украинцам разрабатывать санкции в адрес Москвы.
"Эти ограничительные меры заставили компанию ExxonMobil выйти из проектов с "Роснефтью". В итоге нефтяная компания потеряла доступ к важным технологиям, а реализацию проекта приостановили", – отмечается в статье.
Ранее Гламаздин уже заявлял об "опасности" проекта газопровода для украинской экономики.
"Если Россия построит "Северный поток–2", украинская ГТС не будет функционировать. В таком случае Европа будет получать 30% газа по четырем газопроводам, лежащим рядом на дне Балтийского моря. "И представьте себе на минуту, если что-то случится хоть с одним из этих газопроводов", – цитирует Гламаздина "ГОРДОН".
Гламаздин и Харченко привлекли аналитические центры к поиску уязвимостей в проекте в 2018 году. Так, из-за опасности подрыва неразорвавшихся снарядов времен Второй мировой войны Дания запрещает становится судам на якорь, и тогда "Газпром" заключил соглашение со швейцарской Allseas Group SA, чтобы решить этот вопрос.
После этого Гламаздин и его украинские коллеги "занялись трубоукладочными судами".
В итоге через американского сенатора Теда Круза удалось создать законопроект о введении санкций против компаний, содействующих реализации российского газового проекта. Тогда компания Allseas, ставшая основной их целью, практически сразу заявила о приостановке прокладки газопровода.
Напомним, США оказывают санкционное давление на европейских участников проекта и Россию из-за изменений, которые "Северный поток–2" привнесет на энергетический рынок Европы. Сенат и Палата представителей Конгресса США планируют ввести дополнительные санкции в отношении страховых и сертификационных компаний, которые участвуют в "Северном потоке–2". При этом действующие на данный момент ограничения также останутся в силе.
Между тем доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков рассказал, что отношение Вашингтона к газопроводу "Северный поток–2" не зависит от того, какая партия правит в США, поскольку для Белого дома важно сохранить свои позиции в Европе.
"Никакая администрация США не выгодна для "Северного потока–2" так же, как "Северный поток" не выгоден для любой администрации США, потому что интересы кардинально противоположные. Для США принципиально важно сохранить энергобезопасность Европы: около 30% экспорта потребления европейского газа – это российский газ", – отметил Крутаков в разговоре с Baltnews.
Политолог напомнил, что при Леониде Брежневе реализовывался проект "газ – трубы" (контракт между Советским Союзом и ФРГ о поставке в СССР труб и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу – прим. Baltnews) и американская позиция походила на сегодняшнее противостояние "Северному потоку–2".
"Тогда со стороны США была та же санкционная война с угрозами против Европы и этого проекта. Был достигнут компромисс, что российский газ не должен превышать 30% потребления Европы. Как ни странно, этот процент до сих пор соблюдается. Европа взяла обязательство их выдерживать, поэтому "Северный поток" не выгоден США: хоть республиканцы, хоть демократы – это неважно", – рассказал политический эксперт.