Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Круонисская гидроаккумулирующая электростанция не может быть использована в качестве резерва для Белорусской АЭС.
"Для меня было очень важно выяснить, может ли КГЭС использоваться как резерв для БелАЭС. Я получил все заверения, что и в техническом, и в юридическом смысле этого слова данный объект не будет использоваться как резерв для БелАЭС. Это означает, что строителям Островецкой АЭС придется искать резерв в других местах, и это будет их заботой", – сказал Науседа журналистам после посещения КГЭС.
По словам литовского лидера, работа БелАЭС и ее поспешный ввод в эксплуатацию "поставит под угрозу не только безопасность сопредельных государств региона, но и сам народ, а также государство Беларуси".
Президент Литвы обратил внимание, что в случае чрезвычайной ситуации, если понадобятся услуги литовской КГЭС, они будут дорого стоить для Белоруссии.
Науседа также отметил важную роль литовской ГЭС в обеспечении надежности функционирования энергосистемы Литвы. В настоящий момент в Вильнюсе рассматривается вопрос расширения возможностей работы Круонисской станции и ее синхронизации с европейской энергетической системой.
В свою очередь министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас сообщил, что, отказываясь использовать Круонисскую станцию в качестве резерва, Вильнюс не нарушает никаких договоренностей. Примечательно, что Белоруссия не запрашивала у литовской стороны информацию о возможности эксплуатации КГЭС при возникновении внештатной ситуации.
Мнение
Литва не может смириться с тем, что ей так и не удалось найти союзников в бойкотировании эксплуатации БелАЭС, уверен президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов.
"Я думаю, что литовское правительство будет до конца идти по пути отрицания новой реальности, в которой возникает Белорусская атомная станция. Она начинает давать мощность, которую Минск начинает предлагать на экспорт", – рассказал Анпилогов порталу Baltnews.
Он подчеркнул, что, хотя Белоруссии будет достаточно сложно в том плане, так как Литва – это ее ближайший сосед, тем не менее Минск найдет рынки сбыта своей электроэнергии.
"Более того, БелАЭС расположена совсем рядом с этой границей, и все моменты, связанные с транзитом электроэнергии, в той или иной степени будут завязаны на Литву. Но Белоруссия еще граничит с Польшей и Латвией, от позиции которых и будет зависеть, насколько БелАЭС будет успешной в экспорте электроэнергии в западном направлении", – пояснил Анпилогов.
Эксперт считает, что у Минска остается еще западное направление, в том числе энергодефицитная российская Калининградская область, которую можно было бы "запитать" напрямую через Литву. Кроме того, в электроэнергии также нуждаются соседние Рига и Таллин.