Назло Батьке: для Литвы БелАЭС страшнее любого коронавируса

Сегодня в Литве главная тема – ситуация с пандемией, а консерваторы по-прежнему говорят только о состоянии дел на Белорусской АЭС. Чем ближе ее пуск – тем ужаснее кары в адрес этого ядерного проекта. 

Литовские консерваторы убеждены, что Белорусская атомная электростанция страшнее любой заразы, включая пандемию коронавируса. Поэтому о "минском ядерном монстре" в партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) говорят и пишут в разы больше, чем о пандемии. Хотя именно эпидемия и карантин подставили ножку политикам правого толка, которые перегруппировали силы для решительной и последней атаки на станцию, первый энергоблок которой вот-вот будет запущен в тестовом режиме. 

Союз меча и орала

Дело в том, что 16 февраля патриарх консерваторов Витаутас Ландсбергис призвал сограждан оказывать максимально активное сопротивление строительству "атомной бомбы", смыкать ряды сторонников недавно образованного "Союза против Островецкой АЭС". У этого общественного движения есть и второе название – "За жизнь Литвы". 

"В Островце свиноферма построена для всего Вильнюса, для всей Литвы. Очень многие, к сожалению, сбиваются с пути. Был человек, глядь, уже не совсем человек. Толкает своего ближнего в яму, не протягивает ему руку помощи. Толкает в яму саму родину", – эту часть призывов патриарх консерваторов адресовал "предателям национальных интересов" из числа депутатов Сейма и членов кабинета министров, которые уже капитулировали перед Белоруссией и даже согласны "покупать небезопасную электроэнергию, от которой отворачиваются все цивилизованные европейцы".

БелАЭС

Прелестные письма патриарха

Инициаторы "Союза против Островецкой АЭС" из числа консерваторов, либералов и общественных деятелей приняли масштабную программу, реализация которой началась с письменного обращения к президенту Александру Лукашенко с предложением "взяться, наконец, за ум". Это настолько любопытный документ, что стоит обширного цитирования. 

В письме говорится, что "антиостровецкое общественное движение в Литве не является антибелорусским". Наоборот, оно желает соседям "экономического и духовного благосостояния". Правда, после этих слов литовская сторона заиграла в привычную антироссийскую дуду.

"Мы понимаем, что эгоистичное руководство Кремля пользуется более слабым пространством и ресурсами Белоруссии. Нам известно, что для Белоруссии как государства и народа уготованы и другие ловушки, но среди них особенно угрожающей является авантюра "Росатома" в Островце. Мы предлагаем не форсировать запуск первого энергоблока этой АЭС в условиях игнорирования международных требований к безопасности и нашего доброго соседства", – подчеркнуто в письме. Кроме этого, литовцы также предлагают решать проблему БелАЭС в плоскости двухсторонних отношений, а также отношений Белоруссии и ЕС.

"Чтобы решение вышло лучшим, нужно время. Найдите его", – именно так звучит резюме послания.

Вторым шагом намечалось собрать подписи под петицией для Европейского парламента, в которой обращалось бы внимание каждого депутата ЕС на "угрозу будущему всей Европы". Срок собора подписей, по словам депутата Сейма правого толка Жигимантаса Павилениса, "определили до 20 апреля, чтобы успеть к годовщине Чернобыля".

Дело как бы сдвинулось с места, пошло на лад, но тут на Литву навалилась вирусная инфекция, и вся возня вокруг БелАЭС замерла. Время между тем работает против официального Вильнюса. Подготовка к пуску первого реактора АЭС идет полным ходом.

Мортира по имени Арвидас

В такой ситуации сдался бы кто угодно, сославшись на форс-мажор. Но только не литовские консерваторы. Они в качестве новой цели выбрали собственное правительство и обрушили на него атакующую мощь. В качестве тяжелой артиллерии актив СО-ХДЛ подтянул бывшего министра энергетики Арвидаса Секмокаса. У того в рукаве как раз оказался план "окончательного уничтожения Белорусской атомной станции". 

Документ огромен, но сегодня мы попробуем опустить общие места и вычленить только главные пункты пропозиции. Их немало.

Пункт №1. Первое, что требует Секмокас от правительства, – безотлагательно попрощаться с членством в энергетическом кольце БРЭЛЛ, которое, как известно, объединяет национальные электропередающие сети Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. У первого пункта есть подпункты: денонсировать Венскую конвенцию, если БелАЭС запустят, и демонтировать все четыре электролинии между Литвой и Белоруссией.

Пункт № 2. Максимально активизировать деятельность членов "Союза против Островецкой АЭС". Пресекать на корню любые разговоры на тему "на электричестве из Островца Литва могла бы прилично заработать. Никаких сделок с АЭС и никаких компромиссов с Минском!". Не забывать, что под давлением общественности была закрыта готовая к пуску атомная станция в окрестностях Вены и остановлен шведский ядерный проект под Копенгагеном. 

Пункт № 3. АЭС в Островце никогда не станет безопасной. Она в состоянии стереть Литву с лица земли. К тому же это геополитическое оружие, которым Москва рано или поздно начнет угрожать не только региону Балтийского моря, но и всему Старому свету. 

Пункт № 4. Энергетическое оружие в данный момент находится в руках президента РФ Владимира Путина. Если Литва не будет настойчива в своих требованиях к безопасности БелАЭС, она скоро заплатит золотую цену за непростительное промедление. Не только финансами, но политикой. Начертить для Минска и Москвы красные линии, выставить часовых и не позволять линии пересекать – вот главная задача дня.

Напомним, это план бывшего министра энергетики Арвидаса Секмокаса. Хотя лавры политика националистического толка ему идут больше. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.