А "окно Овертона" работает. В Литве теперь допускают закупку электроэнергии с БелАЭС

Агрессивная риторика литовских политиков в адрес Минска и строительства атомной электростанции БелАЭС меняется – не исключено, что Вильнюс не будет противиться импорту белорусской электроэнергии.

Госатомнадзор отчитался о последних мероприятиях по подготовке к запуску энергоблоков БелАЭС. Целевая проверка готовности к завозу свежего ядерного топлива на БелАЭС будет идти в течение 30 дней. Между тем риторика литовских политиков в адрес Минска меняется – не исключено, что Литва не будет противиться импорту белорусской электроэнергии.

Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1 200 суммарной мощностью 2 400 МВт строится вблизи Островца – в 50 километрах от литовской столицы. Ввод в эксплуатацию первого блока произойдет уже в этом году, второго – в 2021-м.

На протяжении последних пяти лет проект электростанции, который ведет концерн "Росатом", подвергался жесткой критике со стороны высшего руководства Литвы и глав ведущих политических партий. АЭС называли "ядерным монстром", "российским геополитическим проектом", "экзистенциальной угрозой для всей Европы". В роли одного из главных критиков выступала бывший президент Даля Грибаускайте. Новый глава государства Гитанас Науседа изначально высказывался за необходимость снизить градус напряжения и оживить отношения с Белоруссией, но, по сути, он перенял эстафету у своей предшественницы – риторика президента в этом отношении не менее сурова.

Язык угроз и страхов

Последней громкой новостью стала инициатива литовских консерваторов под руководством Габриэлюса Ландсбергиса и его дедушки Витаутаса Ландсбергиса: они призвали организовать всенародное "Движение против Островецкой АЭС". К гражданскому объединению подключились десятки политиков, требующих остановить запуск БелАЭС. Активисты собирают подписи, обращаются в европейские инстанции и даже к Александру Лукашенко, требуя нажать на паузу и подумать о последствиях.

Критики консерваторов уже успели съязвить, назвав движение "предвыборной акцией" накануне парламентских выборов. О том, что вопрос БелАЭС в Литве сильно политизирован – не новость.

Пресса регулярно транслирует пугающие и алармистские заявления противников этого энергопроекта, но здесь важно сделать оговорку: в роли критиков выступают, как правило, политики, общественники и журналисты, но голос профессионалов – не слышен. Жители страны почти не видят взвешенных оценок и аргументов "против" со стороны специалистов.

Лишь в Минэнерго предоставили более или менее внятный ответ, заявив, что опасность представляет сама площадка для строительства, которая была выбрана неправильно, но на этом дискуссии фактически заканчиваются. При этом с одной стороны, государство переживает за безопасность, с другой – препятствует двустороннему диалогу на уровне энергетиков. Официальный Вильнюс до сих пор руководствовался правилом – АЭС не должна быть построена в принципе, поэтому все дальнейшие разговоры сводились к нулю.

Слово экспертам

В то же время реальные эксперты – энергетики, инженеры, специалисты по вопросам ядерной энергетики и теплофизики высказывают совершенно иные точки зрения по поводу БелАЭС.

Прежде всего, в их словах отсутствует паника, во-вторых – проект электростанции не кажется им небезопасным. Напротив, многие называют его одним из лучших примеров такого рода объектов.

Об этом говорят почетные члены литовского комитета Мирового энергетического совета Юргис Вилемас, Альгирдас Стумбрас. Другие же призывали вести диалог с белорусской стороной, чтобы обеспечить максимальную прозрачность и безопасность АЭС. Вилемас, например, говорил, что "на бумаге проект БелАЭС совершенен".

Стумбрас утверждал, что Литве не стоит критиковать "Росатом" и белорусские власти за выбор места для строительства, поскольку это обусловлено тем, "что в Белоруссии линии построены так, что энергия должна идти именно с запада на восток, а на востоке нехватки в энергии – нет".

Говоря о реакторах, литовские эксперты также не видят никаких проблем. Он соответствует всем международным стандартам – 80% всех реакторов в мире того же типа, говорил прессе академик Юргис Вилемас. Его коллега Видмантас Янкаускас, представитель Международной ассоциации экономики энергетики, вторит своему коллеге: "Такие же реакторы строятся в Финляндии и Венгрии, не говоря уже о Турции, Иране и других, а место для электростанции такое же небезопасное, как и место для планировавшейся нами Висагинской АЭС".

Смена риторики

Несмотря на то, что в Литве вступил в силу закон о запрете импорта электроэнергии из третьих стран, где действуют небезопасные АЭС, не исключено, что риторика может измениться. На данный момент Вильнюсу не удалось убедить страны Балтии последовать примеру Литвы, отказавшись от закупок с БелАЭС, хотя премьер Саулюс Сквернялис говорит о том, что такое соглашение возможно.

Возможно или нет – вопрос спорный. Сегодня известно лишь то, что белорусские власти по итогам встречи премьера Республики Беларусь (РБ) Сергея Румаса с главой правительства Латвии Кришьянисом Кариньшем заявляли о том, что Белоруссия и Латвия "прорабатывают вопрос прямой поставки электроэнергии в Латвию". Означает ли это, что оптимистичные заявления литовской стороны выбиваются из реального контекста? Скорее всего, да, но это покажет время.

БелАЭС

Между тем накануне Социал-демократическая партия Литвы (СДПЛ) организовала дискуссию по вопросу БелАЭС, созвав ряд экспертов в области атомной энергетики.

Члены партии, включая бывшего министра обороны, депутата Европарламента Юозаса Олекаса, бывшего главу МИД Антанаса Валениса, бывшего еврокомиссара Повиласа Витяниса Андрюкайтиса, сошлись на том, что Литва не сможет блокировать проникновение в Литву электроэнергии с БелАЭС. Она просто пойдет в обход – через Россию и Латвию, через Эстонию и Финляндию, ее просто будут продавать компании-посредники.

В связи с этим участники дискуссии задались вопросом, а стоит ли в таком случае препятствовать прямым поставкам, если электроэнергия все равно попадет в Литву через вторые-третьи руки? Разница будет лишь в том, что она будет как минимум в два раза дороже.

"Вопрос – что лучше: позволить Ignitis (государственной группе энергопредприятий – прим. Baltnews) напрямую закупать белорусскую электроэнергию или импортировать ее в два раза дороже через посредника Inter RAO Lietuva, позволив заработать на этом акционерам предприятия, среди которых есть и немало литовцев?" – делится итогами встречи один из ее участников бригадный генерал Альгис Вайчелюнас. 

Отметим, что на собрании СДПЛ присутствовали эксперты-энергетики. В их числе упомянутые Юргис Вилемас и Видмантас Янкаускас, а также бывший министр энергетики Литвы Леонас Ашмантас. По итогам встречи они подготовили ряд выводов, подчеркнув необходимость диалога с Белоруссией и, самое главное, возможность рассмотреть вопрос о прямых закупках электроэнергии с БелАЭС, так как это было бы выгодно с экономической точки зрения.

Весь вопрос в том, сможет ли Вильнюс проявить политическую волю, изменив ход событий. Сегодня это кажется почти невозможным, но в действительности все не так однозначно. О том, что Литва может изменить принципиальную позицию по БелАЭС и последовать примеру латышей, еще в конце 2018 года в Сейме говорил министр иностранных дел Линас Линкявичюс. Инициатива на стороне парламента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.