Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс на встрече в Варшаве поблагодарил своего польского коллегу за отказ закупать электроэнергию с Белорусской АЭС.
Символично, что Польша стала первым государством, которое поддержало Литву в этом решении с самого начала, в отличие от ее ближайших союзников – Латвии и Эстонии.
Однако ранее сообщалось, что Польша сама намерена построить атомную электростанцию общей мощностью в 6-9 гигаватт буквально "под боком" у Литвы.
Уполномоченный правительства Польши по вопросам энергетической инфраструктуры Петр Наимский сообщил о том, что республика рассматривает возможность сотрудничества с США в вопросе строительства атомной электростанции на территории страны.
Объект из шести энергоблоков планируется возвести в течение 20 лет.
Политический аспект БелАЭС
По мнению российских экспертов, дискуссия вокруг Белорусской АЭС носит чисто политический характер.
"Вообще, вокруг темы строительства атомной станции в Белоруссии больше политики, чем экономики и энергетики. Литовские чиновники давно противятся строительству Белорусской АЭС. Причины негативного отношения к новой электростанции также лежат в политической, а не в технической или экономической плоскости", – заявлял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Еще ранее даже литовские эксперты опровергали заявления политиков Литвы об опасности строящейся БелАЭС.
"Не знаю, удастся ли блокировать экспорт электроэнергии. Ведь действует Энергетическая хартия, членом которой является Белоруссия, которая обеспечивает свободный обмен электроэнергией. Ограничение торговли электроэнергией также противоречит принципам Всемирной торговой организации. Не знаю, удастся ли доказать, что Островецкая АЭС является небезопасной, ведь точно такие же реакторы строятся в Финляндии и Венгрии, не говоря уже о Турции, Иране и других. А место электростанции такое же небезопасное, как и планируемое нами место Висагинской АЭС", – заявлял литовский профессор, эксперт в области энергетики Видмантас Янкаускас.
Что касается польской позиции, то такое решение может быть продиктовано политическими мотивами.
Ранее Польша точно так же выражала солидарность Литве по вопросам строительства газопровода "Северный поток–2".
"Поляки, конечно, хотят получать сверхприбыль и поэтому кричат. Поскольку транзитный договор вскоре заканчивается, а инфраструктура находится в хорошем состоянии и может использоваться и дальше, Польша хочет получить как можно больше денег. Но для того, чтобы получить эти деньги, им надо договориться с Россией. Как известно, Польша пытается вести антироссийскую политику и создавать проблемы. Это такой скандалист, который хочет на тебе зарабатывать больше, вместо того, чтобы вести конструктивный диалог", – считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.