Торжество коррупции: как в Литве разоряют железную дорогу и морской порт

С 1 февраля договор между литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" о транзите удобрений в порт Клайпеды перестал отвечать интересам национальной безопасности Литвы.

В середине января правительство премьера Ингриды Шимоните утвердило принятое в декабре 2021 года заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий и пришло к выводу, что договор между госкомпанией "Литовские железные дороги" и попавшим с 8 декабря под американские санкции одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений "Беларуськалием" должен быть расторгнут не позднее 1 февраля.

Минск в накладе не останется

Сложилось в литовском общественном пространстве мнение, будто "минеральный" конфликт возник в ноябре-декабре минувшего года. Это истине не соответствует.

Еще 9 августа 2021 года во время "Большого разговора с Президентом" Александр Григорьевич жестко ответил на угрозы Литвы остановить транзит калийных удобрений: "Начали крутить-вертеть. Выстрелили себе в ногу. А сейчас хотят закрыть нам порты для того, чтобы грузить удобрения. В таком случае Беларусь перенаправит потоки в порты на территории России".

Наверное, в Минске давно создали для транзита планы В и даже С. По меньшей мере, Лукашенко был максимально конкретен: эти объемы уйдут в Мурманск. "И по северному морскому пути кратчайшим путем в Китай. И в Индию". Тогда же прозвучало предложение Вильнюсу – "пока мы не загнали друг друга в угол, выходить из этой ситуации, но мяч на литовской стороне поля".

В Минске считают, что Вильнюс закатил "плюху" в собственные ворота. 28 января в послании к белорусскому народу и к парламенту президент Лукашенко четко очертил позицию своей страны: "Литовцы классные люди, трудяги. Они никогда не были и не будут для нас врагами. А те, кто там заблудшие, очумевшие и прикормленные разного рода пропагандисты – думаю, они или скоро схлынут куда-нибудь, или литовский народ их просто выкинет. А мы с Литвой жили и будем жить как настоящие соседи – придет время", – подчеркнул глава Белоруссии.

Но пока желаемое время не наступило, три экспортера в лице непопавших под санкции США "Белорусской калийной компании", "Белинтертранса" и "Белкалия-МИГАО" обратились к Lietuvos geležinkeliai (Литовские ж/д) за разрешениями продолжать возить удобрения до государственного Клайпедского морского порта.

Вопрос пока не решен. Если опираться на Конвенцию о международных перевозках по железной дороге, то нужна очень серьезная причина для отказа в провозе белорусских грузов через Литву.

Штрафной в свои ворота

Министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис утверждает: Литве грозят серьезные проблемы после расторжения договора. За сознательно разваленную сделку и возможные финансовые последствия отвечать будет железнодорожная компания, являющаяся госпредприятием.

Однако даже на уровне президента Гитанаса Науседы принято считать насущной необходимостью поддержку санкций США. Когда бизнесмены говорят о возможном ущербе в миллиарды евро, их не слышат, хотя в документах подчеркнуто – "споры рассматриваются в арбитраже страны истца".

То есть если Литва, не важно по какому поводу, прекратила транзит, Белоруссия подаст иск в минский арбитраж и несомненно выиграет дело. В итоге все пострадавшие от прекращения транзита (таких по всему миру наберется несколько десятков) смогут взыскать с Литвы потери в полных объемах.

Пружины тайного механизма

Не стоит думать, будто правящие страной консерваторы не понимают грозящих финансовых потерь. Поставим вопрос иначе: а если Вильнюсу выгоден отказ от белорусского транзита? Не только от грузов "Беларуськалия", а в принципе от всего имеющегося на сегодняшний день транзита, обеспечивающего существование железнодорожников и 1/3 годового грузооборота порта.

С точки зрения хозяйственной логики, экономические перспективы настолько плохи, что обстановка требует отставки правительства Литвы в полном составе. На литовское горе кабмин едва ли не ежедневно демонстрирует вопиющую некомпетентность и сознательное движение против национальных интересов.

Несмотря на вопиющие факты, в президентуре и в парламенте речи об отставке нет, как нет в этом направлении телодвижений в сторону шага естественного и обоснованного. Это означает наличие исключительных интересов политического руководства. Консерваторы – партия, представляющая и защищающая крупный литовский капитал. Олигархи ее щедро финансируют в обмен на некоторые услуги.

Вот какой пасьянс раскладывается. "Литовские железные дороги" оказались под угрозой банкротства, потому как даже частичное удовлетворение иска юридически добропорядочных белорусских партнеров не предусматривает других перспектив. Клайпедский морской порт тоже перестает вносить в бюджет былые наполнения.

Следовательно, оба государственных предприятия можно окончательно обанкротить и выгодно приватизировать для последующих продаж. История как две капли воды похожа на историю приватизации нефтеперерабатывающего завода (единственного в странах Балтии) в Мажейкяй. С той лишь разницей, что в качестве последних покупателей рассматриваются не поляки, а американцы.

Долларов у них с избытком, а таких лакомых кусков, как незамерзающий порт и ж/д магистраль Варшава – Минск – Вильнюс – Рига – Таллин – Санкт-Петербург с ответвлениями на Клайпеду, Лиду-Барановичи и Калининград в Европе осталось немного.

Как говорит прессе Аста Скайсгирите, советник Науседы, Вильнюс обязан "отстоять интересы республики". Если они сводятся к распродаже национальной собственности, тогда это интересы не государства, а коррумпированных политиков, тесно связанных с олигархами.

Здесь уж ничего не поделаешь: откровенное воровство и откаты стали нормой литовского либерального рынка и капиталистической модели экономики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.