"Гробовых дел" мастера окончательно добьют экономику Литвы

Экономические перспективы в Литве настолько туманны и неопределенны, что банки уже в середине января стали корректировать рост ВВП в 2022 году в сторону понижения.

На прошлой неделе в президентуре состоялось совещание околоэкономического характера, на котором пытались сообразить, как свести на нет напряженность в отношениях с Китаем?

Глава государства Гитанас Науседа объявил собравшимся, что у правительства есть план, однако не стал его раскрывать, а поинтересовался у крупных предпринимателей, как бы они решали проблему?

Бизнес не стал юлить: чтобы разморозить отношения с Поднебесной, не нужно было по собственной инициативе их замораживать. Президента передернуло от этих слов.

Участники совещания расстались холодно. Предприниматели сообщили обступившей на выходе прессе – никакого плана у литовского руководства нет. По меньшей мере, из дискуссии вытекало, что в ближайшие полгода движения в лучшую сторону ожидать нет оснований.

Бизнес, бай-бай

Серьезные производства бегут из Литвы из-за опасений потерять все по глупости руководителей страны. На днях олигархи свернули производство лазеров, при этом готовятся инвестировать до 50 млн евро в экономику Бельгии, откуда намерены начать новый штурм китайского рынка.

В Польшу и Латвию уходят логистические центры и компании автоперевозок. Туда же убегают мебельщики. Текстильщикам по душе Чехия и Словакия. Поскольку на ум приходит много цитат из бессмертных "12 стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова, скажем словами Остапа Бендера – "Стулья расползаются, как тараканы".

Одна ничего в бизнесе не смыслящая министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте не теряет бодрости духа, рассчитывая "привлечь таланты со всего мира". Уже подготовлена белая книга "Глобальная война за таланты: возможности для прорыва Литвы".

Большим начальникам жить проще – у них нет прямых обязанностей. Поэтому хватает времени мечтать о литовских "tech воротах" для IT-специалистов: "быстрый интернет, отменная экология, красивая природа, высококультурная жизнь, врожденная терпимость коренных жителей – вот что страна может предложить свободным и талантливым".

Вряд ли кого в мире таким набором бонусов удивишь, но министр все равно делает ставку на вундеркиндов, в первую очередь из США и Великобритании.

Такими устами только мед пить. Более часа говорила член правительства Армонайте о прожектах, но по сути не сказала ничего. Журналисты попытались ухватиться за сравнение планов Минэкономики со стратегией Эстонии, напомнив, что официальный Таллин не перестает удивляться глупостям, творимым Вильнюсом на китайском направлении. Но министр увела разговор в сторону.

Ситуация походила на ту, в которой Остап Бендер в Пятигорске в момент торговли с монтером Мечниковым из театра Колумба позволил себе отметить: "Хорошо излагает, собака, – шепнул Остап на ухо Ипполиту Матвеевичу. – Учитесь".

Дело Безенчука бессмертно

Мне (автору Игорю Черникову – прим. Baltnews) показалось, что министр экономики очень гордится следующим фактом: в 2022 году в Литве иностранцы откроют три завода, создав около тысячи рабочих мест.

Но в стране более 10% населения безработные. Чтобы занять их, нужно строить 270 производств. Для этого при скорости три предприятия в год потребуется без малого век. Боюсь, столько не проживут ни соискатели работы, ни министр экономики. Возможно, страна тоже загнется.

Что может ждать Литву в условиях деиндустриализации? В короткое время она превратится в страну мелких лавочников, какой была до 1940 года, пока "красные оккупанты" не занялись индустриализацией.

Первые сигналы имеются. Вы, конечно же, помните рекламную кампанию, которую проводил на страницах романа "12 стульев" мастер Безенчук, хозяин погребальной конторы: "Против нашего товара ни одна фирма выстоять не может. Глазет ставим - раз, кистями кантуемся – два. У нас первый сорт. Прима! "Нимфа", туды ее в качель, разве товар дает?".

Гроб у Безенчука действительно был, как огурчик. Отборный, на любителя. Его литовские последователи столь долгой историей похвалиться не могут, но в похоронный бизнес привнесли не только глазет, кисть, но и современные маркетинговые ходы.

В центре необычного скандала оказалось предприятие "Центр похоронных услуг", принадлежащее службе экономов вильнюсского архиепископства. Компания продавала новым клиентам бывшие в употреблении гробы. Их возвращали из польских Сувалок, куда покойников отправляли на кремацию. Тамошние кочегары потустороннего мира отправляли в печи холодные тела, а последние пристанища усопших реэкспортировали в Литву.

Гроб б/у снова оказывался в магазине ритуальных услуг. Был он, как огурчик (одного лесу сколько требует), и вновь стоил от 300 до 1000 евро. Следствие установило, что перепродажей махинаторы занимались около трех лет. Только в 2021 году виленские "безенчуки" под руководством Арунаса Жилениса заработали не менее 45 тысяч евро. Вот такой крутой бизнес по-литовски: утерли нос гробовщику Безенчуку.

К чему этот рассказ? К тому, что мелкое провинциальное жульничество в будущем превратится в магистральную линию литовского предпринимательства.

Нищим быть не так уж плохо

По статистике литовской службы занятости, в 2021 году развалилось, прекратив деятельность, около 30 тысяч персональных предприятий. Обанкротившись по документам, на деле часть перешла в "теневой" сектор экономики.

"Тень" – не обязательно контрабандные сигареты или алкоголь. Отменного сапожника Гену (стаж 32 года) выгнали из подвала, в котором арендовал закуток в 8 кв. м. Матерились все – сам Геннадий, его постоянные клиенты, окрестные бабашки и дедушки, которых мастер по доброте душевной обслуживал по минимальным расценкам.

Во дворе собственного дома сапожник установил нехитрые станки, прессы и возвратился в профессию. Официально Гена безработный, налогов не платит. Но на жизнь ему хватает, поскольку к прежним клиентам прибавились новые.

Так живут в Литве многие, не особо надеясь на государственную поддержку. Аналитики рынка труда предполагают – обороты "тени" составляют не 20% ВВП, как в 2018 году, а все 40%. Без кардинальных перемен, инициируемых правительством, цифра будет только расти.

"Вот видите, предводитель, особенно при умеренном образовании и слабой постановке голоса!.. А вы еще кобенились, лорда хранителя печати ломали!", – подбадривал Остап предводителя Кису после его знаменитого "месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод".

Чтобы выжить, можно, например, позволить себе даже автомобильное топливо разбавлять. Тем более, что Литву ее же экономисты в перспективе видят страной дорогого бензина.

Вице-президент бизнес-конфедерации Марюс Дубниковас допускает реактивный рост цен на бензин уже в первом полугодии, стоит лишь нефти достичь потолка в 100 долларов США за баррель. Глава ассоциации компаний, торгующих нефтепродуктами, Эмилис Циценас, не исключает такого сценария.

Кабинету министров рекомендуют обратиться к опыту Польши. С 1 февраля там снижают НДС на горючее. Самое время принять аналогичный закон.

Но премьер Ингрида Шимоните и ее министр экономики Армонайте в ус не дуют. Очень непредусмотрительно. Умеющий считать деньги бизнес уведет к полякам коммерческий транспорт, будет меньше продано горючего в Литве. "Вырастет инфляция, станут огромными потери бюджета, который не получит акцизы и НДС", – предупреждает Циценас.

Кабмин на другой планете живет

Как мы уже видели, у правительства в данный момент цель другая – убедить Пекин забыть прошлое и заставить вернуться на рельсы сотрудничества. Если бы в Литве присутствовала собственная экспертиза по Китаю, даже министры бы поняли – надежды тщетны.

Более того, КНР приготовила литовской экономике очередной неприятный сюрприз. Красный дракон не рекомендует жителям Поднебесной посещать земли Девы Марии во время ежегодных каникул. Проще говоря, до свидания, товарищи китайцы. Турсектор может смело вычеркивать их из списков потенциальных клиентов.

Журналист Витаутас Будзинаускас с горечью отмечает: "не приезжают русские, белорусы. Не планируют китайцы. Как выживать? Об этом власть не думает". Организаторы въездного туризма в контексте отношений между Литвой и Китаем справедливо считают, что плохой мир лучше хорошей войны. Но кто их слушает?

Кому вообще в стране со странной экономической политикой и логикой важно чужое мнение, если у власть предержащих имеется свое? Рядовые литовцы – чужие на этом празднике жизни, сказал бы любимый нами Остап Бендер.

Что касается ежедневно дорожающей жизни и туманных перспектив, так это не литовская власть, а "Путин виноват". Но это уже другая история.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.