В середине мая 2019 года в Литве должны пройти очередные выборы президента, в тот же день состоится и референдум о двойном гражданстве. Второй тур голосования, в случае необходимости, пройдет одновременно с выборами в Европарламент. Судя по настроениям потенциальных избирателей, явка, по самым оптимистичным прогнозам, не превысит 40-50% от общего числа людей, имеющих право на голосование. Основная часть населения с пессимизмом смотрит на будущее государственного развития.
Большое количество претендентов на высший государственный пост (а их сейчас 9) разорвут протестный электорат на мелкие части, обеспечив тем самым гарантированный выход во второй тур основным системным кандидатам. Гинтарас Науседа и Ингрида Шимоните, несмотря на мелкие расхождения, являются яркими представителями сложившейся в Литве системы, контролируемой консерваторами. От этих кандидатов не стоит ждать кардинальных перемен, особенно в области внешней политики. Аудитория консерваторов является самой дисциплинированной в стране, и на это есть свои причины.
В руках лидеров консервативной партии находятся лишь дубликаты ключей от многочисленных "шкафов со скелетами", принадлежащих различным категориям граждан Литвы, которые не хотят публичной огласки своих прошлых заслуг. Можно с большой долей вероятности предположить, кто в этой истории главный ключник, влияющий на все политические процессы государства.
Одной из наиболее уязвимых групп в Литве являются люди, ранее сотрудничавшие с органами КГБ СССР. Не зря комитет Сейма Литвы по национальной безопасности и обороне отклонил предложение "Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей" обнародовать фамилии бывших агентов КГБ, сделавших добровольное признание. Признание о сотрудничестве с советской госбезопасностью сделали 1589 человек, хотя, по оценке экспертов, изучавших архивные материалы, таковых было более 100 тысяч.
Не так давно газета Respublika "взорвала" информационную бомбу. Она начала печатать списки агентов, секретных сотрудников и информаторов Комитета Государственной Безопасности при Совете министров Литовской Советской Социалистической Республики. Среди агентов КГБ газета называет имя президента Литвы Дали Грибаускайте, вождя литовской революции Витаутаса Ландсбергиса и многих других. Не беря во внимание разоблачающие публикации в СМИ, в глаза бросается их успешный карьерный рост в советской Литве, их прошлая лояльность к советской власти.
Почему сегодня подобные люди часто становятся оголтелыми русофобам, преисполненными ненавистью к своему прошлому? Эти люди никогда не были ни в сталинских ссылках, ни в лагерях, они отчаянно защищали советский строй и пользовались всеми его благами. Все в их жизни изменилось тогда, когда стало очевидно, что Советский Союз рухнет, а вместе с ним – их карьера и привилегии. Понимаю, что этим людям предстояло сделать сложный жизненный выбор, и они его сделали, принеся в жертву самое главное, что есть в человеке.
По этой причине люди, представляющие сегодня власть в государстве, озлоблены на всех окружающих, они склонны ненавидеть в других то, что на самом деле принадлежит им. Они боятся это признать, поэтому всеми способами уничтожают все то, что связано с их личным прошлым. Чтобы глубже понять ту атмосферу, в которой им приходилось делать свой выбор, нам придется окунуться в историю.
История предательства
Модель, предусматривающая единый мировой порядок, начала успешно формироваться после крушения СССР в 1991 году. На роль главного управляющего миром претендовала единственная на тот момент сверхдержава с центром управления в Вашингтоне. На первом этапе строительства единого мирового порядка в каждом так называемом цивилизованном государстве еще предусматривались местные органы власти с весьма ограниченными возможностями, особенно в сфере внешней политики. При активной поддержке Вашингтона на различные государственные посты назначались люди, лояльные новому мировому гегемону. Как правило, они были с низким уровнем нравственности, их прошлая жизнь была богата различными нелицеприятными фактами, на руках многих из них была кровь и страдания соотечественников.
Во все времена всегда существовала категория людей, которым от жизни нужно было больше, чем всем остальным. По некоторым данным, в период с 1940 по 1991 год с КГБ СССР в Литве тайно сотрудничало около 118 тысяч человек. Это внушительная цифра для такого маленького государства, но, несмотря на это, не стоит клеймить и обвинять всех подряд, наверняка многие люди лишь формально подписывали документы о сотрудничестве со структурами государственной безопасности и на их совести нет крови и страдания безвинных земляков. Но как бы там ни было, публичной огласки эти люди не хотят, и уже навсегда останутся зависимыми от тех, кто знает и хранит их тайну.
Но есть и другая категория людей, которые осознано шли на сотрудничество с КГБ из собственных корыстных целей. Сегодня некоторые из них занимают высшие государственные посты в современной Литве. Это не просто домыслы, поскольку живы многие, кто являлся свидетелем тех трагических событий. Об этом, в том числе, мне (автор Ярас Валюкенас – прим. Baltnews) часто рассказывал отец, который именно по этой причине принял решение в 2004 году покинуть Литву.
Мой отец был арестован в каунасской гимназии в 1947 году по доносу своих однокурсников. Интересно, что вместе с ним в это время учился и бессменный лидер литовских консерваторов Витаутас Ландсбергис. В дальнейшем отец был осужден и приговорен к 10 годам тюрьмы, срок он отбывал в Казахстане. Каунасская гимназия с середины 1940-х годов стала отправной точкой в лагеря для многих литовских студентов.
После них хоть потом
Подводя итог вышесказанного можно сделать определенный вывод – люди, легко меняющие свои жизненные принципы и взгляды, находясь во власти всегда будут думать только о своем личном карьерном росте. Их не будет волновать будущее государства и его народа. Литовские журналисты любят цепляться за каждое слово, произнесенное политиками, поэтому меня удивляет, как все они дружно проигнорировали важнейшую фразу Витаутаса Ландсбергиса, которую он произнес в годовщину 13 января.
"Европа скатывается в культурном, духовном, не только демографическом смысле. Европейцы не хотят жить, они не хотят иметь детей, они не хотят, чтобы развивалась их цивилизация. Странные люди. Катятся к упадку. Это ждет и нас – может быть, не меня, я успею избежать", – с грустью заявил "патриарх" литовских консерваторов.
Кроме того, что Ландсбергис поставил под сомнение правильность пути, выбранного государством, он прямо указал на то, что он успеет избежать горькой участи, то есть его не волнует, что будет после него.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.