Постепенно по мере расследования выяснилось множество важных моментов, в том числе то, что большинство убитых людей были расстреляны из оружия старого образца, которого не было на вооружении советской армии. Поэтому суд в отношении бывших офицеров СССР – Юрия Меля, Геннадия Иванова – которые находились в зале суда, а также бывшего командира группы специального назначения "Альфа" Михаила Головатова, которого судили заочно, – просто театр.
Я (автор Гедрюс Грабаускас – прим. Baltnews) пришел к зданию суда в 8 часов 50 минут. С 9 часов было намечено оглашение приговора. На улице у дверей стояла группа полицейских. Когда я вошел в вестибюль учреждения, то удивился: увидел контрольный пост и большую группу работников полиции. Люди показывали паспорта. Многих из собравшихся вообще не пустили в здание суда.
Кроме меня, не пустили еще двух журналистов из Каунаса, не могли войти и правозащитник Казис Сербента, историк Валерий Иванов, телевизионные группы из России, Латвии, журналист из Польши, российские дипломаты, в том числе посол России в Литве Александр Удальцов. Однако я видел, что свободно прошли знаменитые неонацисты Антанас Клюнка и Каспарас Генсбиголис.
Мы долго ждали у дверей суда, поскольку было обещано, что, возможно, мы сможем пройти на заседание суда. Но время шло, суд уже начался, а нас никто так и не пускал. Через два часа ожидания я решил уйти. Позже по радио услышал приговор: Юрий Мель получил 7 лет тюрьмы, Геннадий Иванов – 4 года. Суд признал виновным бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова и бывшего офицера КГБ Михаила Головатова. Первого осудили на десять лет тюремного заключения, а второго – на двенадцать лет.
Тайны 13 января
Трагические события, которые произошли у телебашни Вильнюса ночью 13 января 1991 года, до сих пор вызывают споры, поскольку покрыты завесой тайны. Так бывает, что детали исторических тайн появляются постепенно, и только спустя 20-40 лет становятся ясны какие-то детали. Я долгое время расследовал эти события.
В эти дни, 11-13 января, я был у парламента Литвы. В феврале 1991 года я вступил в ряды добровольцев охраны края. Понадобилось много лет, чтобы я понял: Витаутас Ландсбергис и его окружение просто обмануло литовский народ. Это касается и мифа о событиях 13 января, и других процессов. Ведь Литва точно не тот "рай свободы", который обещали создать ландсбергисты. Элита Литвы держится на ярой русофобии, на культе нацистских преступников, на фальсификации истории.
Литовские русофобы боятся исторической правды, поэтому они преследуют политика Альгирдаса Палецкиса за его слова о событиях 13 января: "Свои стреляли в своих". Его судили, весной 2013 года ему наложили большой штраф свыше 3 тысяч евро. Сейчас Палецкис уже 5 месяцев находится в тюрьме. Вначале литовские власти его называли шпионом, сейчас уже выдвигают версию о том, что он якобы террорист, который "планировал похищать судей и прокуроров".
В фальсификации истории Литвы новейших времен особое место занимает миф о событиях 13 января. В трагических событиях большую роль сыграли западные спецслужбы. Процессы выхода Литвы из состава СССР и последовавшие за этим трагические январские события 1991 года тесно связаны с активной деятельностью ЦРУ. В декабре 1990 года в Литве появились конкретные представители ЦРУ, которые активно участвовали в январских событиях.
Под эгидой ЦРУ США
В конце 1990 года в Вильнюс прибыла группа ЦРУ. Известны фамилии двух членов этой группы – руководителя Андрюса Ейвы и его коллеги Леонардо Хофа. Они сразу попали в близкое окружение Витаутаса Ландсбергиса и директора Департамента охраны края Аудрюса Буткявичюса.
Важно заметить, что еще в 1991 году факты деятельности группы ЦРУ в Литве в своих аналитических докладах описали полковник Владимир Овчинский и политолог Сергей Кургинян. В январе-феврале того года они находились в Литве, а затем еще долго собирали разные данные по ситуации в стране. Овчинский и Кургинян замечали, что группа под руководством Ейвы занималась шпионажем, инструктажем боевиков и конкретной подготовкой провокаций.
В окружении Ейвы в Вильнюсе еще тогда появился Евгений Дикий с Украины, сейчас "знаменитый" вождь бандеровского батальона "Айдар", а по совместительству и пропагандист "ценностей Майдана". Он часто приезжает в Литву, читает лекции в разных городах, иногда даже в Военной академии. В начале января 1991 года Дикий и еще свыше 20 его соратников с Украины приехали в Литву и влились в ряды охраны парламента. Тогда Дикий часто общался с Ейвой и Буткявичюсом. Господин Ейва тогда был основным советником Буткявичюса.
Писатель, один из лидеров "Саюдиса" Витаутас Петкявичюс в своей книге "Корабль дураков" заявил: "Ночью 13 января 1991 года Аудрюс Буткявичюс и его близкие соратники послали несколько десятков людей на задание. Их основу составляли пограничники. Они стреляли в толпу с крышей многоэтажных домов".
Мастер диверсии
Кто же этот эмиссар ЦРУ? Литовец Андрюс Ейва родился в 1948 году в Германии, в лагере беженцев из Литвы, в 1950 году с семьей приехал в США. Там он окончил военную академию Вест Пойнт. В 1972–1980 годах Ейва руководил отрядом "зеленых беретов" в Северной Каролине. После чего служил на американских военных базах в Германии. В конце 1984 года уволился с военной службы. В этот момент специалиста по диверсиям приютило ЦРУ.
В 1985–1986 годах Андрюс Ейва со специальным заданием находился в Афганистане. Как советник ЦРУ, он часто общался с вождями моджахедов, проводил инструктажи по диверсиям местным боевикам. Затем вернулся в США, где учредил Федерацию поддержки моджахедов, собирал для них финансовые средства. Ездил в Никарагуа, там проводил инструктажи отрядам "Контрас".
С драматическими процессами в Литве связан и еще один зарубежный гость – профессор из США Джин Шарп. Литву он посетил еще в мае 1990 года. Общался с Буткявичюсом и его соратниками, давал им советы, вручил методическую литературу. Шарп – директор института Эйнштейна, так называемый отец "цветных революций".
Настоящие виновники событий"Литовской Республики в природе не было". Почему приговор в деле 13 января несправедлив
Вихри истории таковы, что провокаторы и организаторы убийств, те, кто действительно посылали группы боевиков стрелять в людей с крыш домов, пока избежали наказания. Они стали инициаторами преследования тех, кто в 1990–1991 годах открыто высказались за советскую Литву. Литовские спецслужбы в конце 1991 года на территории Белоруссии задержали бывшего члена народной дружины Александра Смоткина. Был задержан и бывший дружинник Виктор Орлов. Их осудили, и они от двух до пяти лет провели в тюрьме.
В 1992 году в Белоруссии литовскими полицейскими был арестован бывший лектор университета Вильнюса, профессор философии Иван Кучеров, который был онкобольным. Несмотря на тяжелую болезнь, его заключили под арест в Вильнюсе. Когда через полтора года его выпустили из тюрьмы, Кучеров умер через 3 месяца.
15 января 1994 года в Белоруссии были арестованы руководители литовской компартии Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс. Их вывезли в Литву, посадили в тюрьму, осудили на большие сроки – Ермалавичюс в тюрьме провел 8 лет, а Бурокявичюс – 12 лет.
В марте 2014 года на приграничном пункте был задержан полковник запаса Юрий Мель. Его взяли под стражу в Вильнюсе, где и осудили. На момент трагических происшествий Мель был лейтенантом, командиром танка. 13 января он с танком находился в районе телебашни в Вильнюсе, но никого не убивал. Сейчас же литовская Фемида его назвала палачом. Когда под суд пойдут настоящие организаторы кровавой бойни 13 января? Вопрос открытый.
Мнение автор может не совпадать с позицией редакции.