Люксембургский суд постановил взыскать с "Газпрома" 2,6 миллиарда долларов в пользу "Нафтогаза", руководствуясь вторым решением стокгольмских арбитров, которые придумали "долг" российской компании в 4,6 миллиарда долларов, пишет "Экономика сегодня".
В деле фигурирует не только 2,6 миллиардов долларов, которые "Нафтогаз" требует с "Газпрома", но и 2 миллиарда задолженности Украины за газ.
"Безусловно, прямых финансовых убытков от многочисленных судебных заседаний у "Газпрома" нет. Естественно, за исключением больших трат на юристов, которые по таким сложным делам обходятся чрезвычайно дорого", – заявил руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Однако здесь важнее учитывать давление, которое украинская сторона оказывает на "Газпром". По словам эксперта, ситуация коррелируется с претензиями Киева на лишение ряда материальных активов после крымской истории.
"В то же время данные факторы сыграют не сейчас, а тогда, когда Москва и Киев начнут реальные переговоры по судьбе транзита газа через Украину, поскольку на сегодняшний день здесь есть только риторика, а сам вопрос нужно как-то решать", – отметил Перов.
Таким образом, оказываемое давление на российскую компанию необходимо для достижения одной цели – добиться приемлемых условий для Украины в рамках нового базового соглашения по транзиту российского газа.
"Понятно, что в течение ближайших нескольких лет Россия без украинского транзита обойтись не сможет, поэтому в данном вопросе будет достигнут компромисс, который пролонгирует газовые поставки на следующие годы", – подчеркнул Перов.
Однако катастрофой для Украины может обернуться отмена решения стокгольмских арбитров, которая оставит Украину без 2,6 миллиардов долларов со стороны "Газпрома". Кроме того, Украина в итоге будет должна "Газпрому" 4,6 миллиарда долларов.
Если же апелляция "Газпрома" удовлетворена не будет, российская сторона согласится закрыть вопрос в рамках пакетного соглашения с Украиной, в котором будет также решение проблемы транзита газа.
"Газпром" будет пытаться найти компромисс и решить вопросы спорных отношений с Украиной не путем прямых переводов денег, а путем каких-то уступок по рыночной цене на газ и по другим многочисленным нюансам", – считает руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности.
По мнению эксперта, линия России и Украины в данном вопросе носит определенный характер, а события, связанные со спорами "Газпрома" и "Нафтогаза", предрекают широкомасштабные переговоры:
"Рациональным желанием для Украины должно быть не получение с России каких-то денег, а обеспечение себя транзитом природного газа, ведь именно этот момент способен поддержать дальнейшее существование украинской ГТС".