В Германии состоялась трехдневная встреча лидеров стран "Большой семерки". Повестка не стала сюрпризом – члены клуба "богатых демократий" обсуждали санкции против России. Однако итоги саммита показали, что инструменты для давления на Москву у западных стран заканчиваются.
Конечно, лидеры государств G7 показали публике единство, в один голос уверяя, что обязательно помогут Украине и накажут Россию за ее "агрессию". Однако конкретных действий – например, о поставках оружия Киеву – никто не озвучил.
Санкции против РФ, о которых говорили на саммите, вызывают множество вопросов. В частности, о том, возможно ли их реализовать в принципе, или же такие меры являются лишь фантазиями лидеров стран "Большой семерки".
Итоги не подытожены
В Киеве возлагали огромные надежды на саммит G7, однако в итоговом коммюнике Украину упоминают не так часто. Участники встречи пообещали поддерживать восточноевропейскую страну столько, сколько придется, в том числе и поставками вооружений, однако никаких договоров подписано не было. Конкретных дат и условий таких поставок Киев так и не дождался.
Зато страны "Большой семерки" заявили, что собираются помочь в восстановлении Украины и даже соберут конференцию по этому вопросу. Это только подтверждает тот факт, что большинству западных стран нужно добиться мира любой ценой, пусть и на невыгодных для Киева условиях. По сути, помощь пообещали после завершения конфликта, а на то, что Украина выиграет, уже никто не ставит.
Следующим пунктом итогов саммита стали уже привычные призывы к Китаю. От "Поднебесной" потребовали надавить на Россию, чтобы спецоперация на Украине закончилась как можно быстрее. Более того, Запад опустился уже до открытых угроз.
В частности, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявила, что Китай должен "играть по правилам и присоединиться к антироссийским санкциям, если не хочет, чтобы против него были введены такие же меры".
"Угрозы в адрес Китая связаны с тем, что западным странам необходимо показать единство перед лицом "российской агрессии". Внутри коллективного Запада вовсю идут противоречия, они не видят никакой перспективы и загнаны в тупик. Они не могут военным путем победить Китай и пробуют надавить на него через Россию, вклинить противоречия между этими странами. Теперь им остается только делать голословные заявления, чтобы показать всему миру, что "дружить" с Россией нельзя. Но это не работает. Недавнее заявление Аргентины и Ирана о намерениях вступить в БРИКС отлично это доказывает. Оказалось, что "Большая семерка", не такая уж и большая", – рассказал Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин.
"Китаю невыгодно идти на уступки Западу. В "Поднебесной" понимают, что добиться своего глобального лидерство и развивать экономику можно в рамках БРИКС или других площадок. При этом саммит G7 превратился просто в площадку для русофобии. "Большая семерка" уже исчерпывает себя, превращаясь в бесполезную организацию вроде ПАСЕ", – добавил он.
Кстати, даже Украину члены этого "клуба" поддерживают не во всем. Очередное предложение президента Владимира Зеленского о том, чтобы признать Россию "спонсором терроризма", было отклонено. Французский лидер Эммануэль Макрон отметил, что его страна не разделяет подобной методологии и предпочитает руководствоваться юридическим подходом. Впрочем, от санкционного режима Франция не откажется.
Предел цены на нефть – розовые мечты Запада
Новые меры, направленные против Москвы, все же были озвучены. Страны G7 хотят ввести предельную цену на российскую нефть, чтобы продолжить закупать у РФ "черное золото", но на своих условиях. Ранее об этом уже говорили в Вашингтоне.
В частности, министр финансов США Джанет Йеллен заявляла, что страна ведет переговоры с партнерами, чтобы ограничить доходы РФ от продажи энергоносителей, но "предотвратить побочные эффекты для мировой экономики". Нет ничего удивительного, что эту идеи озвучили и на саммите G7. Вот только как на практике добиться того, чтобы Москва продавала свою нефть по нужной для Запада цене, до сих пор никто не придумал.
Впрочем, пока никакие меры против экспорта российской нефти не введены, а метания стран "Большой семерки" похожи на желание "и на елку залезть, и не уколоться". Как пишет информационное агентство Reuters, Запад опасается, что при стремительном росте цен на энергоносители, эмбарго, которое уже ввели США и Великобритания, и к которому планирует вскоре присоединиться ЕС, не окажет должного влияния на бюджет России. Более того, такие ограничения уже влияют на рынок, повышая цены на нефть.
Идеальным вариантом для западных стран был бы сценарий, при котором РФ продолжила бы продавать свои энергоресурсы, но на условиях ЕС и США, то есть за копейки, а лучше вообще даром. Именно эту цель анонсировали лидеры стран G7.
Для этого, как утверждают в The Wall Street Journal, может быть введен полный запрет на оказание услуг, обеспечивающих транспортировку российских нефтепродуктов морем, а также страхование судов, если нефть не будет приобретена по цене, согласованной с конечным покупателем. Впрочем, в издании сразу же признали, что сделать это будет нелегко. Даже канцлер Олаф Шольц отметил, что для такого "амбициозного дела понадобится долгая и кропотливая работа".
По сути, речь идет о вторичных санкциях, которые не позволят или сильно ограничат продажу российской нефти по всему миру. Однако здесь тоже есть препятствия. Первое – последствия для самих стран Запада, ведь подобные меры могут еще сильнее поднять цены на энергоносители на мировых рынках. Второе – необходимо договориться со всеми покупателями, а это будет сложно.
Сегодня все больше российской нефти отправляется в Индию и Китай. Как сообщает Reuters, Запад уже пытается договориться с этими странами. Однако пока анонсировали только переговоры. Впрочем, как считает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, заставить Пекин и Нью-Дели пойти на это будет проблематично.
"Если мы говорим о добровольном участии Индии и Китая в таких ограничениях, без введения вторичных санкций со стороны США, то вряд ли они на такое пойдут. Мера, которую предложили на саммите G7, – не рыночная. Напротив, она подрывает основы рынка. А учитывая, что на Россию приходится 12,8% мировой торговли нефти, подобные ограничения еще и опасны", – сказал Белогорьев Baltnews.
"На данный момент есть два вопроса – как на такое отреагирует РФ с точки зрения поведения на рынке, а также как это воспримут другие страны-экспортеры? Конечно, Индия и Китай хотели бы, чтобы цены на нефть снизились. Здесь их желания совпадают с Западом. Но как показала практика, мировые цены не показывают тенденцию к снижению. Сегодня российскую нефть можно купить с дисконтом. Но несмотря на это, другие поставщики не начали снижать цены, напротив, реакция была обратной. Очевидно, что в случае попытки ограничить стоимость российской нефти, она тоже будет неоднозначной", – добавил он.
Алексей Белогорьев напомнил, что сегодня рынок балансирует на грани дефицита. У Саудовской Аравии и ОАЭ очень ограничены свободные мощности, которые они могут оперативно вывести на рынок. Добыча сланца в США наращивается очень медленно, в других странах – начиная от Ливии и заканчивая Нигерией – тоже есть свои проблемы. На рынке системная проблема с предложением, а недоинвестирование нефтегазового сектора никуда не делось. В таких условиях вводить нерыночные меры ценообразования, – значит, усилить дефицит. В этом не заинтересованы ни Индия, ни Китай.
"Конечно, США могут прибегнуть к вторичным санкциям, которые являются самым страшным их оружием. Эмбарго нефти из Ирана и Венесуэлы строилось именно на вторичных санкциях. В этом случае Индия, как достаточно неустойчивый покупатель, может пойти на уступки Запада. Эта страна была крупным покупателем иранской нефти, но прекратила импорт после того, как были введены подобные меры", – отметил Белогорьев.
"Однако пока США не хотят идти подобным путем, поскольку доля российской нефти на мировом рынке высока. Ее просто нечем будет заменить. Рост предложения других стран не покрывает выпадающие объемы России. Именно поэтому Вашингтон сегодня осторожно подходит к этому вопросу. Кстати, намного осторожнее, чем европейцы. В США с самого начала не одобряли введения эмбарго со стороны ЕС, поскольку понимали, что это ускорит рост цен на нефть. В этом вопросе мы тоже наблюдаем разногласия между Вашингтоном и Брюсселем", – заключил он.
На деле все прекрасно понимают, что ограничить цену на российскую нефть практически невозможно. Нужно найти идеальный баланс, чтобы России было выгодно все же продавать углеводороды, пусть и по низкой стоимости, а не снижать добычу.
При этом одновременно нужно насыть рынок другой нефтью, чтобы избежать дефицита, и договориться с другими поставщиками. Но добиться этого одними заявлениями и демонстрацией западного единства, невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.