Европейцам пора напомнить, как их предки совершали геноцид в Ленинграде

Вечный огонь у монумента "Мать-Родина" на Пискаревском кладбище в память о погибших в годы блокады Ленинграда
© Sputnik / Алексей Даничев

Кристина Храмцова

В 78-летие освобождения Ленинграда от блокады Россия обязана поднимать вопрос о том, что в годы Великой Отечественной войны был совершен геноцид советского населения, считает историк Михаил Мягков.

Сегодня, 27 января, в России отмечается День воинской славы: 78-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, продлившейся 872 дня.

Гитлеровцы планировали сравнять город с землей и полностью избавиться от его населения. Захват стратегически важного города СССР предусматривался планом "Барбаросса". В этих целях вермахт сформировал группу армий "Север".

Жителям города была уготована голодная смерть. В директиве экономического штаба "Ольденбург" от 23 мая 1941 года говорилось, что несколько десятков миллионов человек на территории "всей нечерноземной части страны", включая крупные индустриальные центры – Москву и Ленинград, – "станут лишними и умрут или будут вынуждены переселиться в Сибирь".

Преступление нацистов не уничтожило город полностью, однако Ленинград заплатил за это крайне высокую цену. Жертвами блокады, по оценкам современных историков, стали по меньшей мере 800 тысяч человек.

Нюрнбергский процесс
РИА Новости
Нюрнбергский процесс

Нюрнбергский трибунал квалифицировал произошедшее как военное преступление, "бессмысленное разрушение городов". Правовая оценка организованного нацистами уничтожения голодом жителей Ленинграда не была сформулирована.

Сегодня пришло время восстановить историческую справедливость, назвав вещи своими именами. Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны немецкими и финскими войсками – это акт геноцида против советского народа, считает научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков
© Sputnik / Михаил Воскресенский
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков

– Г-н Мягков, как бы вы охарактеризовали блокаду Ленинграда с точки зрения международного права?

– Это преступление против человечества, которое требует осуждения как варварский акт, акт геноцида, направленного против советского народа. Нацисты, их пособники, коллаборационисты, союзники Германии совершили массу преступлений на советской земле против военнопленных мирных жителей.

Мы знаем, что число мирных жителей, погибших на оккупированной территории Советского Союза от актов насилия, издевательств, расстрелов, в концлагерях, – не менее 18 млн человек. Это только мирных жителей. Из общих цифр наши потери составляют 26,6 млн человек.

Ленинград, который оказался в кольце блокады, причем преднамеренной блокады, которую установили гитлеровцы, унес жизни как минимум, как сегодня насчитывают питерские историки, 800 тыс. человек, а некоторые доводят эту цифру до миллиона и более человек. Это только мирных жителей.

С одной стороны, с юга – Калининграда – к Ленинграду подошли немецкие войска, с севера – финские. Была создана блокада.

Как сегодня свидетельствуют документы (в частности – распоряжение самого Гитлера от сентября 1941 года), город необходимо плотно взять в кольцо блокады, обстреливать, бомбить, не принимать капитуляцию, разрушить до основания и, соответственно, если дальше будут требования о капитуляции, не принимать их, а уничтожить город. Ленинград должен был перестать существовать.

Причем немецкое командование в это время тесно координировало свои действия с финнами, которые наступали с севера. И, как подтверждают документы, которые, кстати, опубликованы финскими и российскими историками уже в конце 1990-х – начале 2000-х годов, финны выразили тогда тоже свою незаинтересованность в существовании большого города на Неве.

Они считали, что граница между Великой Германией и Великой Финляндией должна пройти по реке Неве, а города Ленинграда существовать не должно. Немцы с финнами были в этом солидарны.

В советское время, поскольку Финляндия была нейтральной страной, не акцентировали внимание на том, что она участвовала в блокаде, но говорили о том, что там воевали добровольцы, которые вступали в легионы СС, потом дивизию СС – эстонцы, латыши. В Эстонии была сформирована одна дивизия СС, а в Латвии даже две дивизии СС, которые тоже участвовали в боевых действиях на этом участке фронта.

Не акцентировали внимание на том, что там были добровольцы эсэсовцы, которые вступали в различные легионы из Голландии, Бельгии, Швеции, Норвегии, что там была испанская "Голубая дивизия", которая была послана в 1941 году на советско-германский фронт и тоже участвовала в блокаде Ленинграда и преступлениях против мирных жителей.

Вот эти все факты мы сегодня должны знать. Они четко свидетельствуют о преднамеренной блокаде, которая ставила своей целью уничтожение мирного населения Ленинграда.

И мы сегодня, как раз в годовщину, 78-летие освобождения Ленинграда от блокады, обязаны ставить вопрос о том, что это был геноцид, организованный специально для уничтожения мирного населения Ленинграда.

На мой взгляд, сегодня наш Следственный комитет, правоохранительные органы должны ставить вопрос о геноциде всего советского народа в годы Великой Отечественной войны, поскольку целью нацистской Германии и союзников было уничтожение всего советского государства, уничтожение большей части его населения, остальных [планировалось выслать] в Сибирь на медленное умирание и небольшую часть превратить в рабов для германской арийской нации, их прислужников из числа гитлеровских пособников.

– Почему Нюрнбергский процесс квалифицировал блокаду Ленинграда как военное преступление, "бессмысленное разрушение городов", а не преступление против человечности?

– Тогда не было еще введено это понятие. То есть "разрушение городов" – да. А то, что из-за этой блокады преднамеренно уничтожалось мирное население: бомбежками, артобстрелами, но более 95% – намеренное удушение голодом – это тогда еще не было введено в юридический оборот.

Сегодня наши юристы должны, безусловно, вернуться к этому вопросу, поскольку мы видим, что забываются уроки истории. Для нас, для советской стороны, было главным на тот период – наказать военных преступников, осудить нацизм.

То, что в преступлении участвовали и части вермахта, это благодаря позиции западных союзников наших не вошло в приговор Нюрнбергского трибунала.

Мне кажется, это было сделано западными союзниками в тот период тоже преднамеренно. Мы [советская сторона] протестовали, но к сожалению, так произошло.

Сегодня забываются уроки истории, много бряцают оружием, пытаются "наказать" Россию. Но мы же все это проходили. Мы все это видели в годы Великой Отечественной войны. Все это повторяется.

Мы должны, извините за неполиткорректность, ткнуть их просто носом в те преступления, которые они совершали. Но для этого мы должны четкую юридическую базу подвести.

Для этого признать безусловно, что и блокада Ленинграда была преднамеренным актом геноцида против жителей Ленинграда, и вообще война, развязанная Гитлером против Советского Союза, их поведение на оккупированной территории, уничтожение советского мирного населения – тотально евреев, цыган, уничтожение большей части вообще советского народа, остальных превращение в рабов – это тоже акт геноцида против советского населения.

Это важно сегодня для того, чтобы ястребы, которые сегодня начинают опять бряцать оружием, которые с очевидностью забыли уроки истории, напомнить, что творили их предки, причем не предки не только немцев и финнов, а фактически вся объединенная Европа под нацистской свастикой пошла тогда против нашей страны. Чтобы они помнили, знали. Это, мне кажется, очень важным.

– Что необходимо для того, чтобы начать процесс признания блокады Ленинграда геноцидом?

– Российская Федерация должна более активно занимать позицию на различных международных площадках – в Совете по правам человека, Европарламенте, различных комиссиях, ООН и так далее.

То есть здесь нужно не время от времени, не от даты к дате той или иной, а проводить эту работу на системной основе. На примерах. Здесь очень важно мнение исторического сообщества, прежде всего российского, которое должно на основе архивных документов постоянно говорить об этих фактах, приводить фото документов, кинохронику, реальные документы.

В конце концов, такая общая наша позиция является вкладом в то, чтобы не повторилось никогда то, что было в 1941–1945 годах. В том числе – чтобы не повторилась война. Мы должны об этом постоянно напоминать. В том числе, и говорить о возмездии.

Потому что те же войска немецкие, финские, которые стояли рядом с Ленинградом 78 лет назад, норвежские добровольцы, испанская "Голубая дивизия", эстонские, латвийские эсэсовские части, датские и многие другие – они должны об этом тоже помнить.

– Что даст России международное признание блокады Ленинграда геноцидом?

– Напоминание того, что Европа сделала в 1930-х годах. Гитлер – это порождение европейской цивилизации. Это порождение глубочайшего кризиса европейской цивилизации, которое чуть было не привело Европу и весь мир к глобальной катастрофе.

Советский солдат спас и свою страну, и Европу в том числе от скатывания даже не в средневековое варварство, а дикий хаос, из которого, наверное, до сих пор бы она не смогла бы выбраться.

Западная цивилизация, которая так много дала миру, просто могла перестать существовать. Этого не произошло благодаря в том числе тому, что Ленинград устоял.

Мне кажется, сегодня это очень важно напоминать об этом европейскому посетителю на всех языках, в том числе европейских. Необходимо, чтобы иностранные туристы, которые приезжают в Санкт-Петербург, в музей обороны Ленинграда, читали в том числе о том, кто участвовал в блокаде Ленинграда, на [своих] языках, в том числе на прибалтийских языках, языках народов северной Европы – на финском, немецком, английском и так далее.

В Ленинград приезжают каждый год миллионы туристов, прежде всего из Европы. Мне кажется, в обязательную программу достопримечательностей для них должны входить прежде всего те мемориальные места, которые связаны с блокадой.

Это, конечно, Пискаревское кладбище, музей обороны Ленинграда, это и те места, где написано даже на стене: "эта сторона особенно опасна при обстреле", чтобы они тоже это видели.

Возложения венков и цветов к монументу "Мать-Родина" на Пискаревском мемориальном кладбище в память о погибших в годы блокады Ленинграда
© Sputnik / Алексей Даничев
1 из 3
Возложения венков и цветов к монументу "Мать-Родина" на Пискаревском мемориальном кладбище в память о погибших в годы блокады Ленинграда
Музей обороны и блокады Ленинграда
© Sputnik / Александр Гальперин
2 из 3
Музей обороны и блокады Ленинграда
Надпись на Невском проспекте во время блокады Ленинграда
© Sputnik / Сергей Шиманский
3 из 3
Надпись на Невском проспекте во время блокады Ленинграда

Они должны знать и понимать, что тогда объединенная под нацистской свастикой Европа принесла Ленинграду. И то, что они приезжают в тот город, который когда-то их предки пытались взять, задушить блокадой. Но этого не произошло.

А возмездие – произошло. Оно произошло в разгроме группы армий "Север" в 1944 году, в тех гигантских военных потерях, которые понесли так называемые добровольцы – бельгийцы, голландцы, шведы, норвежцы и финны.

Любое нападение на Россию заканчивается этим.

Ссылки по теме