"И тебя вычистим": МИД Литвы взял на себя роль информационного санитара

Печать газеты

Игорь Черников

Министерство иностранных дел Литвы не оставляет без внимания так называемые факты ущемления интересов оппозиционной прессы в Белоруссии, забывая о преследованиях журналистов в своей стране.

Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис не преминул отреагировать в привычном уже ключе на информацию об ограничении доступа к белорусскому ресурсу Тut.by: "Свободные СМИ не будут подавлены, преступления против белорусского народа будут раскрыты".

Вильнюс считает, что этот портал "в соседней стране является крупнейшим новостным сайтом". У официального Минска иная позиция: по сообщению генпрокуратуры РБ, портал занимался распространением информации от незарегистрированного фонда BYSOL, что запрещено по закону о СМИ.

Сотрудникам литовского внешнеполитического ведомства безразличен отсыл к законодательству "диктатуры", поскольку им лучше известно, кто и чем занимается на информационном поле соседней страны. "Нелегитимный режим боится независимых СМИ и систематически уничтожает их", – МИД грудью встал на защиту оппозиционных журналистов, раскачивающих белорусскую лодку.

Литовское ведомство не хочет принять во внимание, что упомянутый портал предоставлял трибуну экстремистам, был не единожды уличен в распространении фейков, в информационной помощи организаторам незаконных мероприятий и беспорядков.

За такую "журналистику" в демократической Литве аналогичное СМИ прихлопнули бы в два счета, даже не заботясь о реакции соседей.

В Минске – "репрессии", в Вильнюсе – "защита интересов"

Работает в Литве странная команда дилетантов под названием Государственная комиссия по телевидению и радиовещанию (ГКТР). Набрали ее с бору по сосенке, однако полномочиями наделили солидными.

В апреле 2019 года Сейм Литвы одобрил поправки к законодательству, предоставившие ГКТР право без решения суда останавливать трансляции зарубежных телеканалов, если распространяемая ими информация "несет серьезную или большую угрозу общественной безопасности, включая обеспечение национальной безопасности и обороны страны" на основании выводов профильных ведомств.

На практике дело обстоит следующим образом. Допустим, главе Минобороны не понравилось, что в российском ток-шоу "60 минут" сказали: "Армия Литвы уязвима, поскольку ничтожное количество военнослужащих привиты от коронавируса", что является в целом правдой.

Министр звонит председателю ГКТР, заявляя – усматриваю угрозу национальной безопасности. Этого достаточно, чтобы прихлопнуть трансляции всего ТВ-канала. Что, к слову, случалось не однажды и не только с этим СМИ.

С непонравившимися власти сетевыми изданиями и газетами поступают проще: сначала объявляют "прокремлевскими рупорами", травят в проправительственной прессе, затем зачищают от неудобных журналистов или прессуют экономически.

Именно так поступили с дайджестом "Литовский курьер". Распространители вдруг начали рвать договоры. Как только владелец избавился от людей, раздражавших власти, бизнес наладился.

Приведенные примеры говорят следующее: по мнению литовского МИД, в Белоруссии власть проводит репрессии против прессы как четвертой власти. А в Литве власть всего лишь защищает интересы своих граждан от тлетворного влияния "четвертой власти РФ, российской и прокремлевской пропаганды".

Ни намека на здравый смысл

Журналисты несистемного сетевого издания ekspertai.ee на днях предали огласке секретный документ Департамента госбезопасности. Директор спецслужбы Дарюс Яунишкис в 2016 году обратился в суд с просьбой санкционировать негласное наблюдение (слежку) за журналистом-международником Альгирдасом Палецкисом. Какие мотивы оказались на руках?

Цитируем письмо в суд близко к тексту:

"Пророссийскую идеологию в Литве проводят координированно с целью дискредитации суверенитета, государственности, институтов Литвы, ее трансатлантических и европейских планов, истории и уровня готовности армии. Кремлевская пропаганда пускает корни на соответствующем информационном фоне. Обнаружена тенденция, что ее носители и распространители стремятся участвовать в политической жизни страны, избираться в парламент или органы местной власти. Такая деятельность наносит вред государству".

Что юридически означает "пророссийская идеология", никто в Литве не знает. Вспомним булгаковского Филиппа Филипповича Преображенского из "Собачьего сердца" в тот момент, когда профессор говорит о столь милой сердцу "дэгэбэшника" Яунишкиса контрреволюции:

"Кстати, вот еще слово, которое я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно – что под ним скрывается? Черт его знает! Так я и говорю: никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность".

В Уголовном и Административном кодексах ЛР о таком преступлении или правонарушении, как "пророссийская идеология", ничего не сказано. Наверное, точного пояснения не дадут даже "филологи в погонах", манипулирующие этими словами. Бессильными окажутся и чиновники МИД во главе с Ландсбергисом.

Если же под термином понимать критику литовской власти, то следует взять под контроль разговоры на каждой кухне, в дешевых пивбарах и на сельских продовольственных рынках. Там все тиражируют "пропаганду Кремля", ведь по статистике почти 30% литовцев открыто симпатизируют президенту РФ, а почти 50% одобряют внешнюю политику Москвы.

Увы, тюрем в Литве не хватит для изоляции миллионов недовольных.

Если такова объективная литовская реальность, зачем нужно обсуждать соринку в глазу соседа, когда из собственного торчит бревно?

Информационная санитария трехпартийной коалиции необходима для зачистки ландшафта, который удобряет услужливая пресса. Позиции правящих относительно слабы, без пиара им тяжело продвигать предвыборные обещания и коалиционные планы.

Не очень понятно, почему роль золотаря досталась МИД, по инициативе которого правительство принимает самые странные решения, как это получилось в ситуации вокруг российской шоу-звезды Филиппа Киркорова. Может, из-за традиционно тесных связей семьи Ландсбергисов с ДГБ?

Чего не знаем, того не знаем. Но очевидно, что в данный момент выгодно переключить внимание местных обывателей на якобы "очередной белорусский беспредел".

Молниеносная реакция литовских архитекторов внешней политики так же может быть связана с провалом на антилукашенковском информационном фронте, который, конечно же, пуповиной связан с прижившейся в Вильнюсе белорусской оппозицией, а через нее – с МИД, ее крышующей.

В любом случае заокеанские кураторы Ландсбергиса по головке его не поглядят. Для МИД, говоря языком военных, в данной конфигурации наступление – лучшая оборона во всех смыслах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме