На пике осенней волны коронавирусной инфекции Литва приняла решение приобрести у компании AstraZeneca 1,86 млн доз вакцины от COVID-19, у Janssen Pharmaceutica NV – до 700 тысяч, у Sanofi-GSK – 1,5 млн. Каждому жителю необходимы две дозы – итого 5 520 000 доз на страну.
Вирусологи утверждают, что следует привить минимум 75% на селения, следовательно, количество необходимых доз уменьшается до 4 140 000.
Заказано уже 4 060 000 доз. Но с учетом того факта, что Литва вместе с другими государствами Евросоюза примет участие в закупке всех вакцин, лекарств должно хватить с избытком. Тем более, еще будет решаться вопрос о приобретении 1,24 млн доз вакцины у фармакологических компаний BioNTech и Pfizer.
Как сообщает агентство BNS, руководитель национальной службы по контролю над лекарствами Гитис Андруленис среди других потенциальных поставщиков называет CureVac и Moderna. Однако никого ни в Минздраве, ни в сообществе медиков, в том числе вирусологов, не удивляет, что среди производителей не упоминаются российские компании.
Хотя в данный момент именно Россия является лидером в изготовлении вакцины от COVID. Более 50 государств, включая Израиль с его высокоразвитой медициной, в сумме заказали 1,5 млрд доз, а такие далеко не отсталые страны, как Южная Корея, Бразилия, Индия, Китай, готовы наладить совместное производство вакцины "Спутник V".
Что за условности не позволяют кабинету министров Саулюса Сквернялиса сделать шаг на открытый российский рынок? Эту щекотливую тему Baltnews обсуждает с журналистом Анатолием Ивановым.
– Анатолий Георгиевич, в чем причина нежелания литовских чиновников даже теоретически посмотреть в сторону вакцины производства Российской Федерации?
– Причина, как вы сами догадываетесь, одна. Носит она политический характер.
С 2016 года отношения между Вильнюсом и Вашингтоном последовательно охлаждались из-за непопулярных в Литве инициатив президента Дональда Трампа. Со сменой хозяина Белого дома появился шанс восстановить трансатлантические связи в прежних масштабах.
Как вы в нынешних геополитических обстоятельствах представляете себе готовность Литвы и других стран Балтии закупать российскую вакцину? Такой шаг противоречит возрождающимся надеждам на США и правилам большой антироссийской игры, в которой у прибалтов четко прописаны специфические задачи.
Так что больным вместо относительно недорогого лекарства придется ожидать относительно дорогое американского или европейского производства.
– Дело в том, что "Спутник V" существует реально, а вакцины от других производителей – пока теоретически. Известны ли эти факты литовцам?
– Да, пресса много внимания уделяет проблемам, связанным с COVID. Правда, о том, что Литва по статистике Всемирной организации здравоохранения занимает девятое место в мире по темпам роста инфицированных, как и другие не слишком оптимистичные новости, мы узнаем на стороне.
Но о том, что российская вакцина ненадежна или ее вовсе не существует, журналисты пишут много в контексте "Пусть лучше все, мучаясь, дожидаются американского продукта".
Не думаю, что слишком много европейцев готовы умирать за американское счастье и сверхприбыли заокеанских монополий. Остальное – привычный пропагандистский прием, который в местной прессе освоен превосходно.
В основном акцент строится на деньгах. Как пишут здешние газеты, Россия стремится подмять рынок вакцин любой ценой, в том числе – шарлатанством, выдавая желаемое за действительное.
Здесь ничего не поделаешь. Коронавирус стал частью информационной войны. В Великобритании четыре спецслужбы заняты развенчанием "Спутника". Газетчики пишут то, за что платят.
Раз мы забрались столь далеко, хотелось бы отметить: в местной прессе вы не найдете рассказов о том, как американцы прессуют половину мира, навязывая европейским и другим союзникам требование ни при каких условиях не сотрудничать с Россией.
Можно сказать, что из-за океана ведут агрессивную войну за неисчерпаемый рынок, демонстрируя жуткое, смертельно опасное лицемерие.
Жадность и желание в очередной раз заработать на страданиях людей заставляют Штаты требовать от партнеров безусловного подчинения.
– Интересно бы узнать мнение простых, далеких от власти людей.
– В кругу друзей, часть которых имеет прямое отношение к современной медицине, а часть – к крупному бизнесу, мы нередко обсуждаем складывающуюся ситуацию.
В данный момент в стране болеет почти 40 тысяч человек. Это более 1,3% от всего населения. Количество смертей растет. 400 человек ушли от инфекции, еще более 160 людей болели, но скончались по иным причинам.
COVID добрался до вершин власти. Президент Гитанас Науседа несколько раз тестировался на коронавирус после контактов с заболевшими. В парламенте болеют спикер Виктория Чмилите-Нильсен, ее однопартиец из "Движения либералов" Викторас Пранцкетис и еще несколько депутатов.
COVID отправил в изоляцию фракцию либералов в полном составе, а в здании Сейма пришлось развернуть мобильный пункт для сдачи экспресс-тестов.
Наверняка в стране нет ни одного государственного института, вуза, школы, спортивного коллектива, который бы зараза миновала. Болеют актеры, музыканты, художники. Все мучаются в большей или меньшей степени, лекарства нет.
Что инфицированным по телефону рекомендуют семейные врачи? Не менее двух раз в сутки мерить температуру, следить за давлением и пульсом. Для большинства на этом лечение заканчивается.
Чтобы как-то контролировать ситуацию, при президенте создан специальный консультационный орган из медиков, но и они рисуют пессимистичные сценарии.
Дело идет к тому, что введенный 7 ноября карантин после 29 ноября продлят минимум до католического рождества. А там видно будет, утверждает министр здравоохранения Аурелиюс Верига, которого в этом вопросе поддерживают премьер Сквернялис и президент Науседа.
– Как в Литве встретили новость из Венгрии страны Евросоюза, которая 19 ноября начала тестирование российской вакцины?
– Скорее с осуждением, чем с энтузиазмом. Писали, будто на очередной встрече лидеров Евросоюза осудили Будапешт за такой шаг. На деле вопрос вакцины вовсе не поднимался в формате дистанционных консультаций руководителей стран ЕС 19 ноября.
Но лично я узнал об этом факте не из сообщений пресс-службы президента Науседы, а из отчета председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Госпожа Урсула считает: вакцинация – это вопрос безопасности и доверия. Нет у лекарственного препарата сертификации соответствия стандартам качества ЕС – нет доверия к вакцине.
Об этом же говорят в Литве, в частности, иммунолог, профессор Аурелия Жвирблене и инфектолог, профессор Витаутас Усонис, цитирую: "Рекомендовать можно только то, что официально зарегистрировано Европейским агентством".
Подвергать сомнению нужно абсолютно все, однако для этого должны быть мало-мальски веские основания. В данном случае они не просматриваются.
Что мешает странам ЕС провести сертификацию вакцины "Спутник"? Лично мне не доводилось слышать ни одного аргумента, почему этого делать не стоит или почему нельзя попробовать.
В Штатах в мир иной отошли 250 тысяч человек. В России – 130 000 тысяч. ВОЗ принимает статистику РФ.
Фейкометы, в том числе литовские, утверждают, будто российская статистика неверна. Но в таком случае обязаны представить лучшую статистику, показать всему миру людей, которые на себе испытывали, например, вакцину от Pfizer, а не рассуждать, потрафит русским или не потрафит покупка их вакцины, увеличит мощь РФ или нет?
Политические погоны явно мешают европейским вождям трезво оценивать окружающую действительность. Знаете, за что сегодня партнеры по ЕС гнобят Венгрию? Совсем не за приобретенный у России препарат.
На английском сайте агентства Reuters написано: "Премьер Виктор Орбан не любит мигрантов, имеет авторитарные тенденции, хочет сблизиться с Россией и с [президентом России] Владимиром Путиным". Вакцина, как видим, ни при чем.
– Если у Брюсселя нет претензий к Орбану, может, стоит пойти по пути Будапешта?
– Этот вопрос точно не по должности и зарплате. Могу лишь надеяться, что где-то в недрах Минздрава Литвы сидит прагматичный крючкотвор, который может безболезненно для своей карьеры порекомендовать министру такой шаг. С другой стороны, разве вам никогда не приходилось слышать от выдающихся патриотов громких слов "Лучше я на рельсы лягу"?
– Вины рядовых граждан в этом нет.
– Отчасти есть. Во время выборов люди дают власти кредит доверия. Дело совести избранных, как мандатом распорядиться. Думаю, сегодня перед нами разворачивается на примере борьбы против инфекции коронавируса картина использования кредита от избирателей.
Хорошо, если все завершится успешно и быстро. А вдруг ситуация с пандемией обострится и затянется? Интересно, кто тогда возьмет на себя ответственность за ошибки, совершенные вчера.