В жизни европейских коллекционеров случилось знаковое событие. В Литве Сергей Бусарев, русский историк-любитель из Вильнюса, издал два долгожданных альбома: "Знаки отличия на головных уборах Русской императорской армии" и "Ордена и медали из собрания В. И. Какошкина". Закрытые из-за пандемии коронавируса границы между ЕС, Российской Федерацией и странами СНГ пока не позволили европейским коллекционерам и любителям военной истории Российской империи всласть насладиться двумя фундаментальными, богато иллюстрированными фотоальбомами.

В основу очень нужных, можно сказать, остро необходимых полиграфических новинок легли раритеты из коллекции Владимира Ивановича Какошкина, к сожалению, ныне покойного собирателя европейского (не исключено, что мирового) масштаба.
Коллекционер, которому нет равных
В тени виноградных лоз, за столиком, уставленным домашними кулинарными чудесами made of Irina Busareva, мы беседуем с Сергеем Бусаревым о только что завершенной этапной работе.
– Вы много лет провели бок о бок с Владимиром Какошкиным, который больше 40 лет посвятил собиранию и изучению орденов и медалей дореволюционной России, собрал уникальную во всех смыслах коллекцию, которую мечтал увидеть в залах лучших музеев России, например, в залах Эрмитажа.

– Коллекционер уровня покойного Владимира Ивановича – исключительно редкое явление. В Литве таких больше нет. Да что там в Литве! Эта фамилия была широко известна в Европе, а дружескими отношениями с ним гордились самые титулованные собиратели. Не преувеличу, если скажу: Какошкин – знак особо трепетного отношения к артефакту и клеймо высочайшей компетентности. Когда он начинал говорить, даже дилетанту открывалось – он общается с человеком, которого Господь при рождении отметил поцелуем в лоб. Но одновременно Владимир Иванович никогда не считал себя персоной элитарной, звездной, хотя был на короткой ноге с большим количеством сильных мира сего не только в Литве. Как коллекционеру, ему одинаково интересно было общаться с матерыми профессионалами и с начинающими юнцами, если речь шла о любимом хобби.
Здесь необходимо принципиальное уточнение: это было не просто хобби, а страсть трудолюбивого искателя, который радовался любой удаче и возвращению из небытия сомой мелкой крупицы военной истории императорской России. Он был уникальный, единственный в своем роде, если так можно сказать о человеке. С уходом этого феноменального, исключительно многогранно талантливого коллекционера мировое сообщество собирателей в прямом смысле слова осиротело.

Вы нисколько не преувеличили, когда в вопросе вспомнили об Эрмитаже. Татьяна Николаевна Ильина, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи исключительно высоко ценила Владимира Ивановича Какошкина, состояла с ним в деловой переписке. Как-то госпожа Ильина призналась мне: в Петербурге ей известны лишь несколько коллекционеров уровня Какошкина.
То есть мы вспоминаем сегодня человека, знаменитого далеко за пределами Литвы своей подвижнической деятельностью на ниве коллекционирования и пропаганды российского исторического наследия. Он принимал самое активное участие в исторических конференциях, выступал с содержательными докладами, организовывал выставки, выступал в школах. Он не собирал ради жизни, а жил ради собирательства.
– На этой высокой ноте давайте перейдем к коллекции.
– Она из категории уникальных. В изданных мной каталогах представлены сведения об Орденах Российской империи, медалях и знаках отличия на головных уборах, начиная с времен Петра Первого и заканчивая днями Временного правительства 1917 года. Нам важно не упустить главного: если государство российское принимало решение о новой награде, за ним всегда стояло значимое историческое событие. Возможно, не потерявшее актуальности по сей день. Например, русско-турецкая война 1828–1829 годов, когда русские войска совершили несколько походов в Османскую империю на территорию нынешней Болгарии, на Кавказ и на северо-восток Анатолии, после чего Османская империя запросила мира.

Еще один актуальный пример – Крымская война 1853–1856 годов между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Еще более характерный пример – награды за войну против Наполеона.
О наградной системе Российской империи
– Бытует мнение, что наградная система Российской империи – бедная.
– Не только не бедная, как часто приходится слышать, но богатая и очень продуманная, очень точная и максимально всеобъемлющая в разумных пределах.
Владимир Какошкин собирал коллекцию 40 лет. В ее экспозиции представлены редкие ордена и медали, которых не встретишь даже в собраниях многих музеев России. У покойного Владимира Ивановича нет только очень-очень редких, которых, к слову, в очень серьезных музеях тоже нет. Зато в коллекции представлены такие награды, которые даже никогда никем нигде не описаны – например, орден Святой Анны I степени в бронзе, 1916 года Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия III степени, тоже в бронзе.

Раз уж мы заговорили об учрежденном 26 ноября 1769 года ордене Святого Георгия, вот что подчеркнуто в его Статуте: "Точнаго числа кавалерамъ сего Воинскаго Ордена не опредѣляемъ, ибо въ оный принимано будетъ столько, сколько достойными себя окажутъ. Сей орденъ никогда не снимать: ибо заслугами оный приобрѣтается".
Статут ордена Святого Георгия даже сквозь призму нашего времени составлен уникально. Об этом ордене можно говорить часами. Не это ли лучшее подтверждение продуманности императорской наградной системы?
– Мы можем для лучшего восприятия материала привести какие-то цифры?
– В альбоме описано более 400 наград, включено 845 фотоиллюстраций в масштабе 1:1. Ордена и медали представлены с лицевой и оборотной стороны, в натуральную величину, в цвете, с орденской лентой и колодкой для нее. На награды дана краткая справка с изложением исторического события, в честь которого была учреждена. Кстати, орденские ленты в цвете появились не случайно. В некоторой справочной литературе часть орденов и медалей представлены без них. А ведь орденская лента – исключительно важная отличительная деталь. Она дает полную характеристику награде.

Также представлены фотографии наградного золотого оружия и знаки орденов Св. Георгия и Св. Анны для ношения на наградном оружии "За храбрость", иностранные награды, которые вручались офицерам и нижним чинам императорской армии во время заграничных походов. Например, прусский "Кульмский крест" 1813 года. Эта награда настолько не изучена, что требует пристального к себе внимания. К слову, мало кому известно – награды гитлеровской Германии корнями уходят к ордену Железного Креста, учрежденного королем Фридрихом Вильгельмом III в 1813 году. За победу под Кульмом монарх принял решение наградить особым знаком всех русских гвардейцев, участвовавших в сражении – от генералитета до рядовых солдат. В военной галерее Зимнего дворца этот похожий на прусский Железный крест, наградной знак виден на мундирах почти 30 генералов, а более широкое ознакомление с иконографией участников наполеоновских войн позволяет убедиться, что им награждались офицеры и нижние чины.

Я непременно хочу заострить внимание на двух моментах: в коллекции Какошкина собрано немало уникальных свидетельств российской истории. Но и сама коллекция уникальна своей максимальной на сегодняшний день полнотой.
И второй момент. Ордена в нынешнем понимании – воинская награда. Ордена в классическом историческом понимании – знак отличия той орденской организации, к которой принадлежал человек. Награда в состоянии рассказать о награжденном очень многое.
О тонкостях дела собирательства
– Насколько просто или сложно с материалом для такой коллекции? Допустим, кто-то прочтет наше интервью, загорится и начнет собирать с нуля. Насколько глубоко он сумеет продвинуться?
– Думаю, такому человеку удастся собрать награды, отчеканенные большими тиражами. А вот редкие медали собрать намного сложнее, должно исключительно подфартить. Например, в 1812 году вручили около 100 тысяч серебряных медалей "В память Отечественной войны". Кстати, далеко не всех участников наградили. Прошло всего 208 лет, а медаль числится среди редких.

Можно, разумеется, многое купить за деньги или очень больше деньги. Но в таком случае будьте готовы, что вам предложат большое количество подделок. В теме надо хорошо разбираться, чтобы не попасть впросак.
– Насколько широко представлено это направление в серьезном коллекционировании? Например, сколько человек занимается в России, в СНГ, в Литве, в Европе? В мире?
– В Литве настоящих знатоков нет. В России, думаю, единицы. В Европе – тоже. В мире – небольшое количество. Если заглянуть в историю темы, хочу отметить русского офицера Владимира Гвидовича фон Рихтера. Он участник Первой мировой, Георгиевский кавалер и кавалер Георгиевского оружия. После Первой мировой войны обосновался в Вильне, создал здесь общество старины, собрал коллекцию русских наград. В 1939 году эмигрировал в Великобританию.
После Второй мировой состоял в активной переписке с ведущими музеями Советского Союза. Был истинным сподвижником, по всему миру разыскивал награды Империи и пытался сохранить их для россиян, отдавая себе отчет в том, что иначе награда пойдет в переплавку на драгметалл. После его смерти в Париже 1972 году вышла его книга "Собрание трудов по русской военной медалистике и истории". Сейчас она – библиографическая редкость.

С Владимиром Ивановичем Какошкиным мы сообща сделали грустный вывод: всегда не хватало материалов о наградах. Много существует путаницы, много литературы с явными ошибками, ляпами или, наоборот, с разного рода оговорками, допусками, порой фантазиями. Причем чем дальше вглубь веков забирается автор, тем менее точная информация у него о той или иной награде. Иллюстрации часто нарисованы.
Сегодня можно с уверенностью сказать: сильное влечение к коллекционированию наград появилось в последние 20–30 лет. Это объяснимо: после Октябрьского переворота имперские награды канули в Лету – гражданам СССР было не до царских наград.
– Сергей, давайте как-то резюмировать.
– Думаю, у Российской Федерации есть возможности возвратить уникальную коллекцию Отечеству. Этого желают вдова и наследники покойного Владимира Ивановича.
Не считаю себя наивным, но очень надеюсь на поддержку президента России Владимира Путина. Он однозначно говорит: мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей, знали героев своей страны и своей семьи. Чтобы все понимали, что это часть нашей жизни. Сбереженная история военных наград Российской империи – тоже часть нашей жизни.

Что касается моих каталогов, работа будет продолжена. Кстати, по экземпляру планирую передать московскому Государственному историческому музею, санкт-петербургскому Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музею русской армии в Пензе, Российской государственной библиотеке, Библиотеке Государственного департамента США, Литовской национальной библиотеке и литовскому Национальному музею, другим учреждениям.
Наверное, нет особого смысла повторять: самые важные инвестиции – инвестиции в личностное развитие основаны на сохранении исторической памяти и получении новых знаний. У общества есть запрос на качественную историческую и художественную литературу, на книги и альбомы, редкие коллекционные издания, охватывающие все этапы военной истории нашей исторической Родины.