Литва увлечена игрой в войну, в которой ей не победить: зачем в стране вернули режим ЧП

Старый город в Вильнюсе
AP Photo/Mindaugas Kulbis

Рышард Шалковский

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

В Литве 20 апреля отменили чрезвычайное положение. Сутки страна прожила нормальной жизнью. С 00 часов 00 минут 22 апреля правительство вернуло ЧП. Оно действует до полуночи 29 июня.

Литва оказалось единственной страной, которая ввела 24 февраля чрезвычайное положение в связи с началом военной специальной операции Российской Федерации.

Граничащие с Украиной Молдавия, Польша, Словакия, Венгрия и Румыния от подобного шага отказались, как, впрочем, и другие европейцы. Литовский режим ЧП завершился 20 апреля, а с полуночи 22-го его ввели снова до 24 часов 00 минут 29 июня.

Официальная версия

По версии министра внутренних дел Агне Билотайте, "в контексте безопасности региона ситуация не улучшилась". Принятые 24 февраля ограничения пролонгированы, за исключением нескольких.

В частности, впредь не запрещается "фотографировать, снимать на видео, другими способами фиксировать или собирать информацию о важных для национальной безопасности объектах". Оказывается, за минувшие 55 суток попытки переступить запреты не фиксировались.

Максимально быстрой станет реакция на пропаганду войны и тиражирование дезинформации, полностью запрещена трансляция/ретрансляция российских и белорусских ТВ-каналов. По словам министра обороны Арвидаса Анушаускаса, усилят охрану тех участков границы, через которые возможен прорыв на литовскую территорию "зеленых человечков".

Также запрещается проводить мероприятия, цель которых заключается в поддержке/одобрении в любой форме действий РФ и РБ, из-за которых введено ЧП. Митинги, пикеты, демонстрации, флэш-мобы, иные акции против России и Белоруссии на всей территории страны не запрещены и даже поощряются. Литовские дипломатические представительства за рубежом не будут выдать въездные визы гражданам названных стран.

Зачем парламенту Литвы потребовалось "чистое" 21 апреля? В условиях ЧП депутаты Сейма не наделены правом вносить поправки в Конституцию. Время же требовало принять три закона: о прямых выборах мэров городов и районов, о снижении возрастного ценза для кандидатов в депутаты парламента страны с 25 до 21 года и о праве выдвигаться в Сейм по истечении 10 лет после импичмента.

Мнение интеллектуалов

Существуют иные точки зрения, отличные от официального мейнстрима. Например, историк, профессор Раса Чяпайтене полагает: используя ЧП, власти возвращаются к рассмотрению проектов законов, против которых собирались многотысячные митинги, писались петиции, давались разъяснения профессиональных юристов и делались политические заявления.

В особых условиях жизни страны у противников нововведений нет возможности дискутировать с доминирующим дискурсом:

"Если публичное пространство все больше идеологически поляризуется и раскалывается на группки единомышленников, в нем не остается места для диалога между занимающими разные позиции людьми по важнейшим вопросам развития страны – это наказуемый и всеми осуждаемый "язык ненависти".

ЧП ограничивает свободу слова, критики власти автоматически объявляются, как минимум, маргиналами, а лучше – сразу агентами [президента России Владимира] Путина, считает историк. С "прокремлевскими" можно расправляться, затыкать им рот, запугивать, безнаказанно оскорблять и травить.

Популярный в Литве адвокат Игнас Вегяле считает, что, проиграв борьбу против пандемии COVID-19, непопулярное (самое непопулярное за минувшие 30 лет) правительство Ингриды Шимоните пытается отыграться на фоне российской спецоперации на Украине.

За счет лжи и дезинформации кабинет и подчиненные ему институты расправляются со всеми, кто недоволен предыдущими и текущими решениями исполнительной власти. В условиях чрезвычайного положения такую задачу решить проще, чем в иных.

"Если не получается навесить на критически мыслящего ярлык "путиниста", для морального уничтожения хватает обвинений в русофильстве. Чем больше неудач у Киева, тем сильнее в Литве крутится маховик репрессий", – утверждает юрист.

Любопытна точка зрения Юргиты Жемайтите. Ее статью, составленную только из вопросов к представителям власти, опубликовала газета Respublika. Некоторые факты нельзя не цитировать:

"Почему украинцам, включая их армию, литовцы пожертвовали столько миллионов, сколько не выделяли на нужды собственных сирот и нищих стариков за десятилетия? Почему для беженцев выделяют роскошные отели, а своим гражданам власть не дает никакой крыши? Почему для детей с Украины моментально находятся места в детсадах, а одинокие мамы-литовки годами стоят в очередях?"

По словам Жемайтите, вопросы задают не "тролли" и не "ватники", а простые литовцы, ожидающие ответов, корни которых уходят в возможности государства. Много лет оно утверждало: "Денег нет". Однако в условиях ЧП появились и немалые. Потому что глава государства, парламент и правительство получили право бесконтрольно ими пользоваться.

Власти некогда думать об улучшении жизни налогоплательщикам. Она увлечена игрой в войну, победить в которой Литве не суждено. А платить по счетам рано или поздно придется. Режим чрезвычайного положения не может длиться вечно.

Резюме

Разумеется, существуют в литовском обществе иные взгляды как за, так и против ЧП. Однако от приведенных выше они отличаются мелкими деталями, не меняющими сути: государственная власть остро нуждается в стерильности общественного пространства.

Чем раньше его зачистят, тем проще беспрепятственно выполнять команды из Лондона и Вашингтона. Тем более в условиях, когда страна может взбунтоваться, поскольку пожелания партнеров официального Вильнюса идут вразрез с национальными интересами Литовского государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме