Страна грешных чиновников: власти Литвы сильно рискуют, игнорируя беженцев

Беженцы с Ближнего Востока
© Sputnik / Павел Бедняков

Светлана Круглова

Брюссель предъявил полякам обоснованные претензии по фактам нарушений прав нелегальных мигрантов. Руководство МВД Литвы напряглось – за ним тоже водятся грехи.

Параллельно с протестной весной в Литву пришла весна мусульманских разочарований. За год так и не дождавшись от Евросоюза и правительства Литвы помощи в реализации чаяний, нелегальные беженцы из Центральной Азии и с африканского континента проснулись от зимней спячки и напомнили о своем существовании первыми в 2022 году беспорядками.

Свобода или смерть

Волнения вспыхнули ранним утром 7 февраля в центре регистрации иностранцев в Пабраде (сорок километров от Вильнюса). Зачинщиками стали три десятка молодых мужчин, отсидевших несколько месяцев в замкнутом периметре небольшого контейнерного городка (всего проживает 677 человек) без общения с противоположным полом.

"Озабоченные" требовали права на свободный выход в городок, на допуск местных красавиц в жилые помещения и так далее, били стекла, крушили мебель, громили сантехнику. Сотрудникам Службы охраны государственной границы (СОГГ), контролирующим беженцев в Пабраде, пришлось применить против бунтарей слезоточивый газ, электрошокеры, наручники и другие спецсредства.

По Литве беда одна не ходит. Мигранты, запертые в местечке Кибартай, объявили голодовку. Главное требование – соблюдение естественных прав свободного человека вместо применяемых к нему тюремных законов. "Мы – беженцы, но уже семь месяцев без всяких обвинений сидим за колючей проволокой. Никто из надзирателей не в состоянии объяснить, что ждет нас в будущем и почему нарушаются наши права? Болеем от нищенской еды, отсутствия медицинской помощи и даже теплой воды. Психологическое состояние угнетенное. Мы медленно умираем".

Согласно справке СОГГ, в Кибартай в неприспособленных для жилья помещениях поселили около 500 беженцев. Одна кухонька в 5,5 кв. метров приходится на 110 человек. "Здесь не Канары и не пятизвездочные отели "все включено", – оправдывают пограничные начальники отсутствие элементарных удобств.

В бюджет службы охраны госграницы, как и в бюджет МВД, на которое организационно замыкаются стражи кордонов, деньги на содержание вынужденных мигрантов заложены минимальные. Осенью 2021 года правительство, лично премьер Ингрида Шимоните и глава министерства внутренних дел Агне Билотайте надеялись, что непрошенные гости покинут негостеприимную Литву при первой возможности.

Такого не случилось, хотя из 4400 человек около тысячи все же предпочли вернуться домой, получив от кабмина по 1000 евро на дорогу. В сумме коллективная поездка обошлась кабинету министров в миллион.

Поматросили и бросили

Легализоваться на территории Европейского союза удалось лишь сотне нелегалов. Литовские суды отклонили все остальные прошения о предоставлении убежища. Как поступать в дальнейшем в отношении более трех тысяч нелегалов, чьи дела сданы в архивы, никто в Литве не знает.

Очевидно, что выходцы из Ирака, Ирана, Афганистана, Мали, Камеруна, Сирии, из других нестабильных регионов основательно застряли в Литве, которую рассматривали только в качестве транзитного государства на пути в вожделенный Европейский союз, в первую очередь – в Германию.

Пробраться в ЕС они не могут, оставаться в литовской западне не желают. Чиновники хотят, но не в состоянии отправить мигрантов домой, поскольку такой траффик потребует более трех миллионов евро, которых, конечно же, у МВД нет. Между тем, так называемый северный транзитный коридор не простаивает. Цифры СОГГ утверждают, что с августа 2021 года по февраль текущего усиленные литовские пограничные патрули силой вытеснили на территорию Белоруссии, откуда нелегалы пытаются прорваться, 8291 человек.

Много ли? Немало, если учитывать, что одновременно другие нелегалы пытаются штурмовать границы Латвии и Польши. Но у большой Европы незаконные мигранты особой "аллергии" не вызывают. Например, ЕС отказал Вильнюсу в финансировании физического барьера на границе Белоруссии и сообщества. Провалились любые попытки министра экономики Аушрине Армонайте найти взаимопонимание с брюссельскими чиновниками. Фиаско потерпела социал-демократ Вилия Блинкевичюте, искавшая единомышленников среди европейских политиков.

Даже президенту Литвы несколько раз указали на дверь, едва он раскладывал на столах документы с планами солидарной поддержки. Дома Гитанасу Науседе доставалось за двойные стандарты: с началом миграционного кризиса ничего не делал, кроме как жестко критиковал правительство. Затем обвинил парламент в нежелании цивилизованно защищать права мигрантов, хотя проекты предложенных документов обсуждались и согласовывались в том числе с командой главы государства.

"Лидерства абсолютно не наблюдается. Президент уклоняется от решения больного для страны вопроса. В итоге в Литве будут виноваты все, кроме Науседы", – утверждали члены Сейма от неолиберальной Партии свободы. К сожалению, они правы в очень большой степени.

Грехи в рай не пускают

Грехов действительно немало. Работавшие в Литве посланцы Frontex – агентства Европейского союза по безопасности внешних границ – вовсе требуют в принципе менять отношение к подходам. В частности, официальному Вильнюсу предлагалось не вытеснять нелегалов в Белоруссию, включая детей, больных, инвалидов, беременных или престарелых, а доставлять на международные КПП, где они бы легально подавали прощения о предоставлении убежища.

"Вытеснение беженцев является практикой, которая противоречит международному праву европейской конвенции прав человека", – в один голос с сотрудниками Frontex говорят и литовские омбудсмены. Они отмечают, что чиновники из службы охраны прав детей боятся в полном объеме выполнять функционал, поскольку добросовестность непременно вызовет неудовольствие правительства и части парламентариев. Случаев, когда специалистов этой службы ломали психологически, в Литве с избытком.

Поэтому неслучайно зимними ночами, при минусовых температурах, в лесах замерзают семьи с детьми, стариками и беременными женщинами. Нечеловеческое отношение к нелегалам – громадный литовский позор, говорит депутат Сейма Витаутас Бакас и другие здравомыслящие народные избранники.

Бакас подчеркивает: страна может пострадать не только морально, но и финансово, если европейские суды вынудят выплачивать пострадавшим беженцам гигантские компенсации.

Гус таракану не товарищ

В противовес "великие" демократы, такие как консерватор Лауринас Касчюнас, называют политику открытых дверей приемлемой для большинства государств Евросоюза, только не для литовского. Нелегалов вытесняют назад в Белоруссию еще из желания "испортить спокойную жизнь [президенту Александру] Лукашенко, придумавшему миграционный кризис из желания гадить Литве".

Коллегу по Сейму и партии безоговорочно поддерживает консерватор Аудронюс Ажубалис: нужно гнать "черных тараканов" туда, откуда они лезут. "Они являются патронами, которыми Минск стреляет в сторону Литвы. Если приходится выбрать между правами нелегалов и национальной безопасностью, я выбираю безопасность".

Такова официальная позиция Вильнюса, который оказался во всех смыслах не готовым к наплыву нелегалов. Разместив их с горем пополам в развалюхах, которые обходят стороной даже бомжи, литовцы ждут каких-то решений Брюсселя. По крайней мере, стремятся свои беды переложить на плечи Европейского союза.

В такой ситуации несчастным выходцам из Центральной Азии и Африки остается только привлекать внимание международных организаций к отсутствию позитивных перспектив. Будут волнения в лагерях беженцев? Обязательно. И чем дальше, тем больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме