В Литве не утихают споры: нужна ли всеобщая воинская повинность среди женского населения страны? Вопрос неоднозначный, решение непростое. Вы справедливо можете заметить: что же такого плохого в призыве женщин в армию? И действительно. Среди 23 государств, имеющих обязательную срочную службу, в девяти из них девушки служат наравне с юношами. На ум сразу приходят красивые израильтянки в военной форме. Но сейчас не о них.
Недавно Министерство обороны Литвы завершило рассмотрение вопроса о всеобщем призыве. Напомним, что обязательная срочная служба вернулась в республику в 2015 году.
"Нынешняя геополитическая ситуация диктует необходимость сохранения воинской повинности", – заявляли в то время литовские власти.
При этом "ситуация", по подсчетам тогдашнего правительства, должна была сохраняться до 2022 года. Теперь же вопрос стоит не только в том, продлевать или не продлевать подобный режим. А в том, чтобы добавить немного прекрасного в серые армейские будни – чтоб долг родине отдавать было легче.
Сегодня у женщин есть возможность служить, что называется, добровольно. По словам министра обороны Литвы Арвидаса Анушаускаса, введение всеобщей воинской повинности повысит количество служащих на 15%. При этом он оправдывается:
"Вы, конечно, скажете, что может быть и не существенно – затраты большие, увеличение [количества] может быть несущественным. Но охват всей молодежи дает свои плюсы, которые также изложены в исследовании: увеличивается подготовленный или активный резерв в вооруженных сил Литвы".
Равноправие, психология, расходы
Мнения о необходимости обязательного женского призыва в Литве разделились. Одни убеждены в бесполезности такой радикальной меры, другие подчеркивают равенство полов.
Против службы для девушек выступил член Комитета национальной безопасности и обороны Сейма, бывший командующий вооруженными силами страны Арвидас Поцюс. По его словам, необходимо сохранить принцип добровольности для женщин и обязательную службу для мужчин.
Такого же мнения придерживается и врач-психиатр Эугениюс Лауринайтис, принимавший непосредственное участие в исследование военного ведомства.
Однако если Поцюс указывает на отсутствие необходимости призыва девушек как такового, то Лауринайтис отмечает полную незрелость молодежи призывного возраста. Они, как заявляет психиатр, могут просто не выдержать и "попроситься к маме".
"Исследования показывают, что у девочек подростковый возраст завершается в среднем в 23–25 лет, а у мальчиков – в 27–29 лет. Что мы считаем окончанием подросткового возраста? Это момент психологического созревания человека, когда он осознает, что свобода и ответственность – это две стороны одной медали. А личность подростка достаточно специфична", – делится психиатр.
Но есть и те, кто поддерживает идею призыва как символа равенства полов и прогрессивности литовского общества. Одним из поборников армейского равноправия стал председатель Литовского совета молодежных организаций Лукас Корнелиюс Вайчякас, отмечающий полезность "межполовой интеграции".
Встает закономерный вопрос не только социального и этического характера женской службы, но и финансового. Цифры говорят не в пользу кадрового расширения. Так, по предварительным подсчетам Министерства обороны, одни лишь стартовые вложение обойдутся в четверть миллиарда евро, если призывать будут лишь юношей. А если к ним добавятся и девушки, то бюджету это обойдется уже в 1,5 млрд. Годовые же затраты к первоначальным инвестициям составят еще 80–220 млн евро.
А еще техника. На вооружение новобранцев обоих полов в свежесформированных батальонах потребуется 640 млн евро. Прибавим 804 млн на инфраструктуру и 8,7 млн – на административные расходы. Получим огромную для литовского бюджета сумму.
Деньги, может, и найдутся, но готовы ли граждане в эпоху ковидного кризиса поддержать такие решения правительства?
Хотите, как на Украине?
То, что всеобщую воинскую повинность не поддерживает население страны, признают и в оборонном ведомстве. Министр сам огласил неутешительные показатели: лишь 14% опрошенных выступили за призыв женщин на срочную службу.
Анушаускас, однако, не унывает. Он уверен, что в ближайшие годы отношение к службе в литовском обществе должно поменяться.
О том, что призывать начнут со следующего года, и речи нет. Подготовка займет, по меньшей мере, лет восемь. За это время власти, видимо, рассчитывают заняться активной пропагандой служения родине.
Предлагая подобный проект, в Литве могли бы обратить внимание на Украину, где не так давно решили, что женское население, в виду "угрозы войны" со стороны России, должно встать на воинский учет. Все женщины. И беременность – не оправдание.
Ответ со стороны прекрасного пола не заставил себя долго ждать. Каких только видеообращений ни записывали украинки. Кто-то откровенно высмеивал, кто-то критиковал (не стесняясь в выражениях).
Литовки, не в пример горячих украинок, пока воздержались от подобной реакции. Но это пока. Коль скоро, по заверениям правительства, никаких политических решений еще не принято.
Однако о последствиях может сказать не только наглядный пример дружественной Литве Незалежной, но и сами литовские специалисты.
Как утверждает социолог Дейвидас Шлекис, введение всеобщей воинской повинности может усилить поляризацию общества, как политическую, так и культурную.
И это еще далеко не все негативные прогнозы.
Служить нельзя бежать
Интересно отметить, что призыв может стать неизбежностью для юношей и девушек в возрасте 18–19 лет практически без исключений. Никаких отсрочек, только наказания.
За уклонение от исполнения воинской обязанности будет грозить штраф в размере 30–300 евро, а если и после этого "призывник" не явится на службу – уголовная ответственность (лишение свободы на срок до трех лет).
"Молодые люди, которые не отслужили в армии не по уважительной причине, не смогут получить водительское удостоверение, работать в госучреждениях, учиться в вузах, получить льготный кредит на обучение", – сообщили в оборонном ведомстве.
Для уклонистов Минобороны предусмотрел призыв и в более старшем возрасте.
Иными словами, не служил – не мужик, не баба, не студент... Не прошедшим "срочку" грозит остаться без образования, без прав, а может, и без свободы до трех лет. Главное – без светлого литовского будущего.
К чему такое может привести? Правильно. Власти Литвы и сами прекрасно понимают: темпы эмиграции молодежи вырастут в разы. Убыль населения Литвы при самом низком уровне рождаемости за последние 60 лет ставит вопрос выживания нации как таковой. Согласно плану властей, призывать планируется не так много: 11 900 молодых людей и девушек. Но и их может просто не набраться через восемь лет.
Некогда это понимал бывший премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс. Когда в республику вернулся воинский призыв, процент уезжающих резко подскочил.
"Требуется признать открыто и бесстрашно – количество уезжающих из государства значительно выросло, особенно в апреле и в другие месяцы, когда начался призыв в армию Литвы. Я считаю, что это очень сильно повлияло на молодежь. Некоторые, очевидно, все же подумали и решили, что в определенный период времени лучше поработать за рубежом", – считал Буткявичюс.
По данным за 2020 год, 74% всех литовский эмигрантов принадлежат к возрастной группе от 15 до 44 лет. То есть уезжает трудоспособное и службопригодное население. При этом за прошедший 2021 год из страны уехали 28 400 постоянных жителей, что на 5300 (22,9%) больше, нежели годом ранее. Цифры говорят сами за себя.
Примет ли правительство Литвы решение о всеобщей воинской повинности или нет – вопрос времени. Однако даже говорить о гипотетической пользе подобной инициативы не приходится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.